Вадим Виноградов. Наши пророки: Лесков и Достоевский

http://esoreiter.ru/news/0116/pic-19-01-2016-1041581.jpg

Об Авторе: Виноградов Вадим Петрович. Режиссер-документалист. Родился 02.05.1932 в Москве. Автор известных документальных картин «Гефсимания Царя-Мученика» и «Русская тайна».

 

Наши пророки: Лесков и Достоевский

 

Часть 1. Соборяне

 

Сегодня, в век всеобщего отступления, «Соборяне» Н.С.Лескова более даже, чем «Бесы», как учебное пособие, раскрывают для людей, пекущихся о русских корнях, причину отнятия от России удерживающего, каковым являлся Самодержавный Русский Царь. «Соборяне» дают возможность наглядно увидеть, как создавалась для Русского Царя невозможность исполнения им по совести его царского служения, что и привело к отречению Государя Николая II от престола. В «Соборянах» показано, как формировалось в России время величайшего упадка живой веры.

И произнесенные в середине ХIХ века Николаем Семеновичем Лесковым слова: «Букву мертвую блюдя… они здесь… Божие живое дело губят…», - стали словами, определившими дух 2-ой половины ХIХ века, в полной мере закрепившимися в веке ХХ, и стали господствующими в определении духа нашего времени, духа ХХI века, когда Божiе живое дело оказалось уже загубленным и в России навсегда.

«Соборяне» - это, прежде всего, хроника любви. Все, что создала за всю историю человечества мировая литература - было посвящено описанию любви. Но ни один из образов мировой литературы не предстал пред читателем носителем Христовой любви. Той любви, которую завещал своим ученикам наш Господь Иисус Христос: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. (Ин.15,13) Ярким воплощением этой заповеди стал в «Соборянах» Н.С.Лескова образ дьякона Ахиллы. Кто еще в мировом искусстве в совершенстве исполнил новую заповедь Христа: Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою? (Ин.13.34,35) Пожалуй, только Сонечка Мармеладова.

Но дьякон Ахилла, как носитель Христовой любви – ярче даже Сонечки.

Каких только вразумлений нет в «Соборянах»! Так Ахилла, чтобы сказать слово на похоронах протопопа Савелия Туберозова, наитием Святого Духа все выразил двумя фразами из Евангелия от Иоанна: «В мiре бе и мiръ его не позна и вдруг, не находя более соответствующих слов, дьякон побагровел и, как бы ловя высохшими глазами звуки, начертанные для него в воздухе, грозно воскликнул: Но возрятъ нань его же прободоша».

Как это прободоша протопопа в ХIХ веке? Советчиков-то еще нет? Кто же его так? В образе протопопа Савелия Туберозова и заключено великое пророчество Лескова о нашем времени. А «преступление» отца Савелия состояло в том, что он в воскресной проповеди, когда в храме собралась вся интеллигенция городка Старгородска, сказал:

«- Нам надлежит желать и молиться, дабы сердце Царево не было ни в каких руках человеческих, а в руках Божиих.

Но мы преступно небрежем этою заботою, и мне если доводится видеть в такой день храм не пустым, то я даже недоумеваю, чем это объяснить? Перебираю все догадки и вижу, что нельзя этого ничем иным объяснить, как страхом угрозы моей, и отсель заключаю, что все эти молитвенники слуги лукавые и ленивые и молитва их не молитва, а наипаче есть торговля, торговля во храме, видя которую Господь наш Иисус Xристос не только возмутился божественным духом своим, но и вземь вервие и изгна их из храма.

Следуя его божественному примеру, я порицаю и осуждаю сию торговлю совестью, которую вижу пред собою во храме. Церкви противна сия наемничья молитва. Может быть, довлело бы мне взять вервие и выгнать им вон торгующих ныне в храме сем.

Старогородская интеллигенция находила, что это не проповедь, а революция, и что если протопоп пойдет говорить в таком духе, то чиновным людям скоро будет неловко даже выходить на улицу. Даже самые друзья и приятели Савелия строго обвиняли его в неосторожном возбуждении страстей черни. На этом возбуждении друзья его сошлись с его врагами, и в одно общим хором гласили: нет, этого терпеть нельзя!»

Не о сегодняшней ли наемничьей молитве эти строки Лескова? Не о наших ли это «подсвечниках»?

А старгородская интеллигенция донесла о проповеди протопресвитера Савелия епархиальному епископу, и тот, вызвав его к себе в губернский город, лишил Савелия священнического сана, сделал его простым пономарем и не отпустил домой, разлучив с женой протопопицей. Вот, откуда «прободоша», прозвучавшее на похоронах протопопа Савелия Туберозова, прообраза мучеников и исповедников российских в ХХ веке.

А финал «Соборян»: Старогородской поповке настало время полного обновления? Что, одни попы сменили других… и только? - Никак, - сказал бы апостол Павел. Вместе с новыми людьми обновился дух старогородской поповки. Об этом роман, то есть, о предвозвещении сергианского духа. В «Соборянах» сергианский духъ угадан настолько выпукло, что его, прямо таки, можно потрогать.

И потому для человека, вступающего сегодня в духовную жизнь, «Соборяне» изобилующие разнообразными вразумлениями, способны стать незаменимым учебным пособием, позволяющим увидеть образ истинного православного человека, и сравнить его с нынешним обрядовым духом сергианских храмов.

 

Часть 2. Смятенный вид

О том, как Феодор Михайлович страдал, обнаружив ростки сергианства

 

Сразу и обратимся к его пронзительному тексту, к его пророческому слову.

Повесть г-на Лескова* оставила во мне впечатление болезненное и некоторое недоверие к правде описанного. Неужели это все правда?

Один чиновник за то, что ему не дала взятку артель работников - староверов арестовал образа, которые они имели в своей часовне. В образах просверлили дырья, нанизали на железные спицы, как бублики, и унесли куда-то в подвал. Но тут была икона ангела, древняя и особо уважаемая, считаемая артелью за чудотворную. Чтобы поразить, отмстить и оскорбить чиновник, раздраженный упорством неплатящих раскольников, взял сургуч и в виду всего собрания накапал его на лик образа и приложил казенную печать. Местный архиерей, увидев запечатленный лик святыни, изрек: «Смятенный вид».

После такого неслыханного, всенародно-бесстыдного и самоуправного святотатства, которое позволил себе взяточник-чиновник, касающегося как раскольников, так ровно и всех православных, архиерей ограничивается лишь тем, что говорит со вздыханием: «Смятенный вид» - и не в силах остановить даже второстепенного чиновника от таких зверских и ругательных для религии действий.

Ибо чем же объяснить поступок архиерея, как не малою властью его? Неужели равнодушием и леностью и неслыханным предположением, что он, забыв обязанность своего сана, обратился в чиновника от правительства?

Кто, кроме Феодора Михайловича, так бы насторожился, вроде бы, безобидным словам «Смятенный вид»? Пророк же наш почуял в этом безразличии архиерея, какую-то надвигающуюся страшную беду.

Достоевский - сын Святой Руси, никак не желал верить в теплохладность у русских пастырей. Но Достоевский - художник, сам тут же приводит пример из жизни, описав который, замечает: Как вам нравится, господа, это сообщение? Ведь оно, конечно в косвенном смысле, почти восстановляет правдоподобность рассказа г-на Лескова, в который мы так усумнились и упорно продолжаем сомневаться.

Но на этом примере Феодор Михайлович не успокаивается и приводит еще один досадный пример из жизни духовенства, после которого уже сам, просто, заключает: Ну, а ведь уж это в некотором роде почти то же, что и «смятенный вид».

Ну, разве это не сегодняшний день прозрели Лесков и Достоевский?

Да, и у какого архиерея МП ныне на устах резвее не приготовлена эта дежурная фраза, этот теплохладный возглас в духе - «Смятенный вид»? Чтобы сразу выпалить его, как только где-нибудь возникнет деяние, губящие душу народа? Примеры? Да, их не счесть!

В каждом городе, в каждом селении РФ Ленин, вытянув свою правую руку, не уставая ни на мгновенье указывает всему народу нашему дорогу в ад, отгоняя по всей России благодать Божiю. Для архиереев МП, для духовенства МП - это, всего лишь, - «смятенный вид». То есть, до благодати Божiей… сергианам дела нет. Храмы надо восстанавливать! Строить надобно новые храмы, чтобы кругом сияла видимость православия.

Непрестанно растлевает телевидение народную душу - та же архиерейская реакция - «смятенный вид». Хотя архиереи МП, духовенство МП смысл слов «смятенный вид» вкладывают в более понятные людям времени прав человека слова - «У нас светское государство». Как будто, на Страшном суде, когда душе будут предъявлены ее смертные грешки, душа легко оправдается, сказав: - Но, я же пребывала в светском государстве!

Театры строятся с такой же поспешностью, что и храмы, а там, на театре, одна цель - извратить нравственный дух русской драматургии, подпуская в пьесы, как можно больше порнухи. Архиереи МП, зная о таком извращении, ограничиваются лишь тем, что говорят со вздыханием: «Смятенный вид», то бишь, «Ничего не поделаешь - у нас светское государство!»

И если перечислять все примеры извращения русской жизни, то не останется и места на резюме по этому поводу, а резюме это было заготовлено заблаговременно пророческим даром Достоевского, ему и предоставим место на наших страницах.

Да и нельзя же требовать от духовенства энергии первых христиан, хотя бы и желалось это. Мы вообще наклонны обвинить наше духовенство в равнодушии к святому делу; но как же и быть им при иных обстоятельствах? А между тем помощь духовенства народу никогда еще не была так настоятельно необходима. Мы переживаем самую смутную, самую неудобную, самую переходную и самую роковую минуту, может быть, из всей истории русского народа.

Так, о главной опасности для России сообщили нам наши пророки. Она не в экономике, не в банковской системе, не в социальных обязательствах и прочих выставляемых ныне бедах. Опасность для русскости - в утрате Церковью духа истинной веры.

Это что же за минута - самая смутная, самая неудобная, самая переходная и самая роковая из всей истории русского народа? Когда телевидение и радио не прессинговало все население импазой? Когда идол в обличии Ленина не загонял народ, как панургово стадо, в ад? Когда не было Интернета и не героизировалось такое дикое явление, как Собчак? Когда в школах преподавался Закон Божiй, предмет о вероучении, а не «Основы религиозной культуры и светской этики», ставящий предел православному вероучению? Нет, эта не минута времен Достоевского. Это пророчество Достоевского о минуте 2015 года, когда Господь новой египетской казнью, сделал последнее предупреждение народу, занятому поиском лжи. И поэтому слова пророка обращены конкретно к минуте теперешней, к минуте самой роковой, самой смутной, самой неудобной, самой переходной минуте из всей истории русского народа.

И уж, нечего говорить об ереси всех ересей - экуменизме! Под словом толерантность эта ересь опутывает нынче и все мiрское. Светское государство создает законы, защищающие толерантность. Что же МП? «Смятенный вид»? А вот в этом случае у нее совсем не «Смятенный вид», тут она идет на бой: «Такой свободы, которую церковь имеет сейчас, ее не было никогда в предыдущие эпохи!» - заявляет она, чтобы никто не сомневался, что Московская Патриархия сама добровольно, а не государство, как в 1961 году, заставило МП вступить в ВСЦ, теперь это ее сознательны выбор.

О безразличии духовенства, обозначенном образом «Смятенный вид», раздаются голоса и из недр самой Московской Патриархии: «Безразличие к сущности современного Российского государства для современной Православной Церкви губительнее, разрушительнее пресловутой лояльности к атеистичекому советскому государству. Лояльность к растлению детей как государственной политике или геноциду русского народа рядом не стоит с сергианским: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». (Протоиерей Александр Шергунов)

 А святители? Найдется ли в Московской Патриархии архиерей, который не имеет в своей совести оправдывающего любые диавольские козни сергианского козыря: «У нас светское государство»?

Оставил, оставил Господь и в среде Московской Патриархии нескольких епископов, которым совесть святительская не позволяет смотреть на всяческое извращение Православия через призму теплохладного «смятенного вида». Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, например, прямо заявил:

- Сегодня за Русское Православие некому постоять!

Епископъ Ипполитъ в свое время, и вообще, раскрыл причину безсилия не только сергианского духовенства, но и безсилия народного, выразив суть духа нашего времени: Одно из коварных средств наших врагов ‑ после гонений на Церковь дать ей материальное благосостояние. Это очередное гонение, но более изощренное: гонение на дух православной веры. Цель ‑ сломать волю, а потом уничтожить.

Вот, отчего болели сердца Николая Семеновича и Феодора Михайловича - от предчувствия того, что сегодня… «Смятенный вид», а завтра… этот самый «Смятенный вид», это безразличие духовенства откроет ворота… гонению на дух православной веры.

Тот дух веры, который был для Достоевского сокровищем его сердца, сокровища, которое он и вложил в уста Степана Трофимыча. И, может быть, эта самая блистательная по красоте страница Феодора Михайловича. Чтобы заблистало сокровище его сердца, Достоевский для сравнения, ибо все познается в сравнении, для контраста предваряет речь Степана Трофимыча вот, той самой равнодушной проповедью «батюшки», которые ныне несутся к нам от самых высших санов аж с телеэкрана. Достоевский уловил эти общие фразы, которым суждено было заполнить через 150 лет даже эфир. Вот, эта незабываемая сцена:

 - Прошу вас, батюшка, непременно остаться с больным, - быстро остановила Варвара Петровна разоблачившегося уже священника. - Как только обнесут чай, прошу вас немедленно заговорить про божественное, чтобы поддержать в нем веру.

Священник заговорил; все сидели или стояли около постели больного.

- В наше греховное время, - плавно начал священник, с чашкой чая в руках, - вера во всевышнего есть единственное прибежище рода человеческого во всех скорбях и испытаниях жизни, равно как в уповании вечного блаженства, обетованного праведникам...

Степан Трофимович как будто весь оживился; тонкая усмешка скользнула на губах его.

- Батюшка, я вас благодарю, вы очень добры, но...

- Совсем не но, вовсе не но! - воскликнула Варвара Петровна, срываясь со стула. - Батюшка, - обратилась она к священнику, - это, это такой человек, это такой человек... его через час опять переисповедать надо будет! Вот какой это человек!

Степан Трофимович сдержанно улыбнулся.

- Друзья мои, - проговорил он, - Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить...

 Мое бессмертие уже потому необходимо, что Бог не захочет сделать неправды и погасить совсем огонь раз возгоревшейся к нему любви в моем сердце. И что дороже любви? Любовь выше бытия, любовь венец бытия, и как же возможно, чтобы бытие было ей неподклонно? Если я полюбил Его и обрадовался любви моей возможно ли, чтоб Он погасил и меня и радость мою и обратил нас в нуль? Если есть Бог, то и я бессмертен! Вот мой символ веры.

- Бог есть, Степан Трофимович, уверяю вас, что есть, - умоляла Варвара Петровна, - отрекитесь, бросьте все ваши глупости хоть раз в жизни! (Она, кажется, не совсем поняла его символ веры).

На одной пророческой странице: и голос сергианского равнодушия, и образ прихожанки ХХI века, идущей в след этого голоса, и утраченный глас Святой Руси, идеалом которой было Царство Небесное, обретаемое любовью к Личности Господа Иисуса Христа.

 

P.S. - Сергианство! Сергианство! Какое сергианство во времена Лескова и Достоевского? И вообще, что это такое, сергианство?

- Просто, в Церковь вошла НЕ Божия воля. Вот и все. Всем руководит в Церкви Божия воля, Дух Святой, а тут вошла не Божия воля, и ее слушаются, а для того, чтобы замаскироваться, оставляют весь чин внешний - кадите, пожалуйста, говорите проповеди, держитесь старого стиля - делайте все, как полагается. Но воля-то будет не ваша. Вот в этом все. Мы называем это сергианством. Когда не Божия воля руководит Церковью, то исполнение обрядов постепенно делается пустым, начинается обрядопоклонничество. Обряды они оставляют, - пожалуйста, сколько хотите, и чем пышнее - тем лучше. Это страшная вещь, это тонкая вещь, далеко, далеко идет. Знания, - пожалуйста, знайте историю Церкви, знайте все расколы до тончайших подробностей, знайте все философские системы, будьте богословами, чтобы вас почитали докторами теологии, - пожалуйста. Но воля наша будет. А в воле все, от нее зависит свобода или несвобода. Церковь не нуждается ни в чем, только в свободе, а этого-то и нет у них. (Митрополит Виталий, четвертый Первоиерарх РПЦЗ)

- Сергианство - явление не догматического, а духовно-нравственного порядка, однако, оно страшнее любой ереси, потому что, сохраняя, по видимости, догматы и каноны, уничтожает самую сущность христианства. (Игумен Андрей Эрастов)

 

* Cтатья Ф.М. Достоевского «Смятенный вид» о повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел».

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2016

Выпуск: 

1