Вадим Виноградов. ЛАРИСА

Светлой памяти Ларисы Петровны Виноградовой (17.03.1932 – 12.12.2015)

 

И вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть, стояло пред престолом и перед Агнцем в белых одеждах...

Один из старцев спросил меня:

- Сии, облеченные в белые одежды, кто, и откуда пришли?

Я сказал ему: - Ты знаешь, господин.

И он сказал мне:

- Это те, которые пришли от великих скорбей...

(Откр. 7. 9-17)

 

И сегодня еще находятся те, кто стяжалъ рай на земле (именно смиренно принимал тяготы, а не являл всему свету «свою праведность), рай, который с большим трудом могут представить себе люди обмiрщенные.

Иеромонах Серафим Роуз

 

Благодаря раку умершими от этой болезни наполнен рай.

Старец Паисий

 

Все это относится к жизни духа. И это главное. Но мы, все же, начнем о привычном, о внешних делах веры, тесно связанных с жизнью духа.

И начнем с воспоминаний самой Ларисы.

 

Во время написания нижеприведенного текста

 

«Краткими глаголы по много разумы...

                                                       «Говорящие, которые говорят от дел,

их глаголы ложатся на  сердце,

точно пластырь на раны...

и дают  силы для поддержания жизни.»

Схиигумен  Иоанн (Валаамский)

 

Вспоминая, перебирая в памяти все многообразие событий тридцатилетнего общения с дорогим Батюшкой, я вижу сейчас, что незаметно для себя, возле него я много пережила такого, о чем написано в лучших книгах о духовной жизни, пережила как личный опыт.

Однажды пришлось мне навестить нашего знакомого, у которого в гостях был незнакомый мне мужчина*. Хозяин дома поставил на проигрыватель пластинку, сам по делам должен был ненадолго удалиться в другую комнату. Зазвучала совершенно незнакомое песнопение, ничего подобного никогда не слышала. Впечатление было громадное! «Что это такое? «Научи мя творити волю Твою?» - взволнованно произнесла вслух. Тогда незнакомый мужчина вдруг встрепенулся и сказал: «Это Великое славословие... Завязалась беседа в конце которой он сказал мне: «Поверьте, поверьте хоть один раз в жизни - вам надо в Церковь и вам нужен хороший священник». 

В ближайшую субботу вечером была уже в Николо- Кузнецком храме, из Алтаря вышел священник и мой знакомый подвел меня к нему. «Отец Александр, вот раба Божия, только она ничего не знает...» Отец Александр ласково посмотрел на меня и спокойно сказал: «Ничего. Все узнает». И тут произошло для меня совершенно неожиданное, неудержимые слезы остановить не могла. А о. Александр также приветливо и спокойно: «Приходите завтра на исповедь.»

Я действительно ничего не знала. Утром в храме не сразу нашла место, где проходила исповедь, да еще от волнения плохо запомнила лицо о. Александра. Так что попала только под конец на исповедь. Подошла к аналою, что-то говорила и совершенно не ощущала, что рядом со мной кто-то находится. И вдруг слышу: «Господь вас любит». Эти слова я услышала впервые в жизни, но и сейчас в какие-то моменты так и слышу Батюшкин голос и эти слова. И Батюшкина интонация.

Еще исповедь... Опять ощущение - рядом никого нет. Вдруг что-то нарушается. Батюшка поворачивается лицом к Алтарю, крестится и слушает. А! Это важный момент в Богослужении. Читают Евангелие. И в другой раз - исповедь приостанавливается, Батюшка опустил голову, делает земной поклон перед Алтарем - «Тебе поем, Тебе благословим...» Евхаристический канон... Вот  Батюшкины уроки для только что вошедшего в храм человека. Без единого слова.

В семье, которая жила вне церкви, конечно, много вопросов и проблем. Батюшка посылает в Церковь Покрова в Отрадное к старцу отцу Тихону (Пелеху). Незабываемое, счастливейшее событие моей жизни. Теперь то знаешь, вернее, чувствуешь, что такое благодать. Как только вошла в скромнейшую келью старца, в эту же минуту почувствовала, что хочу остаться здесь навсегда, так здесь светло, тихо и радостно. Батюшка Тихон кротко и даже как-то нежно слушал меня, потом спросил: «Есть ли у вас духовник?» «Не знаю, я исповедуюсь у отца Александра в Николо-Кузнецком храме»,- ответила я. «Хо-ро-ший Батюшка»  (как то особенно, значительно, вдумчиво произнес о.Тихон слово «хороший». «Вот он и есть ваш духовный отец». Батюшка, конечно, уже был моим духовником, но вел дело так, что я даже и не догадывалась об этом. И именно Батюшка Тихон открыл мне на это глаза.

На следующий же день в храм к Батюшке, сообщаю о встрече с  о. Тихоном: «Правда ли, что Вы мой духовный отец?» «Правда.» И благословляет. Я застыла. Не могла шевельнуться. Произошло что-то необычное. А Батюшка опустил взгляд, ничего не сказал и пошел в Алтарь.

И началась счастливая жизнь. Храм, службы, которые старалась посещать как можно чаще. Проповеди о. Всеволода, после которых радостно становилось на душе. О. Александра все время чувствовала рядом - спокойного, всегда готового дать совет. А советы ох, как были нужны. Довольно скоро я поняла, главное это как можно точнее запомнить Батюшкины слова и донести их. «Батюшка у меня то-то и то-то. Как вести себя с тем-то и тем-то?.. «Успокойся. А ты скажи вот так...» И всегда. И всегда сказанные Батюшкой слова приводили к решению проблем и водворению мира и спокойствия. В это время Батюшка был такой радостный, легкий. Позже, вспоминая это время, он говорил:

«При  о. Всеволоде жили как за каменной стеной.

Хочется и надо сказать, что Батюшка в своем духовническом окормлении  умел быть сам незаметным.

Сейчас порою задумываешься, из чего складывается наша жизнь? Событие следует за событием - и так проходят дни. Но есть события, которые созидают нас, растят нас в Боге. И часто, это самые, на первый взгляд, незаметные, обычные. Часто они возникают вдруг, чтобы остаться в сердце навсегда, как самое драгоценное его достояние. Хочу поделиться двумя случаями.

Однажды мы вдвоем с о. Александром шли в храм мчч. Адриана и Наталии, и я, помню, непрерывно о чем-то говорила. Когда же мы подошли к дверям храма, то Батюшка по большей части по дороге молчавший, вдруг остановился, благоговейно и просто перекрестился и тихо прошептал: «Боже, милостив, буди ми грешному». Как он это сделал! Тогда я онемела. И сейчас без глубокого волнения вспоминать об этом не могу.

Когда стало известно о серьезной болезни Матушки, мы видели как Батюшке тяжело, хотя он держался как всегда ровно, сдержанно. И однажды спросила его о ее здоровье и что делать дальше. Батюшка тихо ответил: «Таков ее путь.» И тут то я увидела, что такое настоящее смирение. И это запомнилось на всю жизнь.

Наступил день, когда  Батюшка сказал мне: «Пора начинать трудиться.» Первое послушание - посещать и помогать Нине Георгиевне (духовная дочь о.Александра) по мере моих скромных сил ухаживать за состарившимися прихожанками мечевской общины. И тут я узнала, что судьбами Божиими у Батюшки оказалась целая «школа христианской жизни», учителями которой были в сущности старицы, перешедшие под его духовное окормление от св.прав. Алексия Мечева и св.мч. Сергия.

Батюшкины «старушки» были сокровищем и лучшей школой для нас, пришедших так поздно в Церковь. Как было дать нам почувствовать, что такое Православная вера и Православный человек. Объяснять словами... - ничего не получится. И вот Батюшка посылал новых своих чад в эту дивную школу. Батюшка был очень немногословен. Он учил, а лучше сказать, именно, пас делом. И именно там, в убогих комнатах общих квартир, я познала тогда, ни больше, ни меньше, как красоту человеческой души. Помню этот «праздник жизни», помню, что душа моя все время пела. Теперь я понимаю, что пела она от соприкосновения со святостью и не колеблюсь употребить здесь слово благодать. Теперь знаю, что она была послана мне Богом за молитвы духовного моего отца.

Надежда Ивановна Иванова - дочь полковника Царской армии, коменданта Московского Кремля. Было ей к этому времени уже за 90 лет, родственников не осталось, и к этому времени совсем ослепла. Удивительно радостно было к ней приходить. Начинали день обязательно с чтения главы Евангелия. Наступает время обеда, помогаю ей. «Садитесь и вы.» Отказываюсь. «Садитесь, - твердо говорила она, - труждающийся достоин пропитания.» Она была очень твердой.

Однажды попросила ее рассказать о своих духовниках - об о. Алексии и о.Сергии Мечевых. В ответ: «Я ничего не должна говорить, я старая - могу что-нибудь перепутать.» И все. Но однажды сама рассказала: «Было такое время, что вывесить на улице расписание Богослужений было опасно.» Посылали чаще всего ее. «Я надевала шляпу и решительно выходила на улицу, вывешивала расписание и уходила.»

Незабываемый день. Надо морить клопов. И тут я узнаю, что вокруг Надежды Ивановны, оказывается еще много Маросейских духовных сестер. И какое живое участие все они готовы были принять! Моя обязанность - развешивать во дворе белье для проветривания. Солнце, весенний воздух и переполняющая душу радость, и удивление - откуда эта радость при таких- то обстоятельствах! А затем на кухне трапеза втроем, как тепло и уютно было нам.

На следующее утро в храме после службы Батюшка сказал: «Спасибо вам за Надежду Ивановну». И тогда я поняла, что по молитвам  Батюшки таким благодатным был тот день. И сейчас тридцать лет спустя, вспоминая этот день, испытываю те же чувства, как будто они произошли вот сейчас, только- только.

В какой-то момент возникли некоторые трудности при уходе за Надеждой Ивановной. Батюшки в этот момент не было в Москве. На помощь пришла дорогая Павла Федоровна Хватова - духовная дочь о. Алексия и о. Сергия Мечевых. Сколько теплоты было в их отношениях. «Наденька, потерпи. Может быть какие-то нераскаянные грехи, а, может быть, кто-то спасается около тебя. Нам неведомо. Надо терпеть». Как только Батюшка вернулся, сразу же позвонил, успокоил. А при встрече сказал только: «Нина Георгиевна уже 10 лет ухаживает. Она очень устала». И все. Сразу все успокоилось, и мы продолжали трудиться до кончины Надежды Ивановны

Теперь только, задним числом осознаешь, как зорко следил за всем, как тонко направлял нас, дорогой наш духовный наставник.

Летом 1984 года благословил  Ирину Владимировну Волочкову и меня помогать духовной дочери о. Сергия Мечева, Маргарите Михайловне Келлер. Светлый, светлый человек. Жила одна в комнате общей квартиры, с соседями, также как и Надежда Ивановна и от соседей как одной так и другой доставалось. Но, ни разу не слышала от них ни одной жалобы. Ни разу.

Надо было посетить зубного врача. В поведении Маргариты у врача было для меня много необычного: никаких слов, сосредоточенная. Только мне: «Иди сюда», чтобы встала около нее. Когда закончил врач, она решительно встала и отправилась к выходу. Когда вернулись домой, она говорит: «Что бы потекла молитва, надо сказать несколько Иисусовых молитв, так учил о. Сергий». И тут я поняла, почему она была такой сосредоточенной у врача: она молилась. Для меня это был важный урок.

Каждый раз, когда я приходила к ней, не успею переступить порога, слышу какой-нибудь вопрос. Я готовилась к посещению ее, и она готовилась тоже. Своеобразно. «А ты вечером проверяешь свою совесть?»

В другой раз: «Ты знаешь Акафист, где «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки.» У нас на Маросейки его читали. Батюшка (о. Александр) его знает. Спроси у него.

Часто мы выходили в садик около дома, отдыхали и обязательно читали. Начали с воспоминаний Александры Ярмолович, аккуратно переписанные от руки об о. Алексии, о жизни на Маросейке.

Именины Маргариты. Собрались у нее. Батюшка и его духовные чада. Как было тепло, радостно. Батюшка говорил об о. Алексии, об о. Сергии, о его проповедях на целый год. «О. Алексий был простец... А о. Сергий был образованным, проповеди его на целый год, начиная 1 сентября( ст.ст.) удивительны. Нет настоящего, а есть только будущее и прошедшее. И только в Церкви все происходит в настоящее время. Днесь - это сейчас.

Странным образом, но протоиерей Александр Куликов, мой духовник, видится сегодня мне не одиноким, как личность, а в тесном единении со своими чадами, объединенными маросейским духом.

Все познается в сравнении. И сегодня на расстоянии можно без преувеличения сказать, что протоиерей Александр Куликов был непохожим на других учителем Православия. Как он учил? Не проповедями, не беседами, то есть, не богословскими знаниями, чем занято ныне большинство духовенства, пытающегося приобщить к православной вере. Отец Александр учил жизнью. Прежде всего, своей. А также целой школой христианской жизни, учителями которой были в сущности старицы, перешедшие под его духовное окормление от святого праведного Алексея Мечова и священномученика Сергия.

А ведь, сам cвященномученик Сергiй уже с Небес препоручил своих чад… протоиерею Александру Куликову! А произошло это событие так. Преданнейшая Господу Христу Анастасия Николаевна Черткова, привыкшая к полному послушанию своему духовнику, после расстрела священномученика Сергiя долгие годы томилась без духовного окормления. И вот, однажды, уже в преклонном возрасте, во время трапезы по случаю Святой Пасхи, она оказалась за одним столом с отцом Александром, который сидел как раз напротив нее. И вдруг, за спиной отца Александра она видит в блистающем белом пасхальном облачении… отца Сергiя. И тот указывает ей на отца Александра. Раба Божiя Анастасия сразу все поняла, а как только поняла, священномученика Сергiя уже не было за спиной о. Александра.

Так и возник единый духовный организм из носителей духа Маросейки, стариц, духовных чад святого праведного Алексея Мечова и священномученика Сергия и их нового духовника протоиерея Александра Куликова.

-------------------------------------------------------------------------------

На этом воспоминания Ларисы обрываются, прогрессирующая болезнь не позволила ей завершить их. Но и этого откровения достаточно, чтобы увидеть, как естественным образом душа ее хранила Пасхальную радость.

 

Часть 2

ОБРАЩЕНIЕ

И сказал: истинно говорю вам,

если не обратитесь и не будите, как дети,

не войдете в Царство Небесное. (Мф. 19, 3)

 

Сначала об обратитесь

 

Запись самой Ларисы, она, в общем-то, об ее собственном обращенiи, которое произошло через Александра Александровича Салтыкова, в то время, которое она описывала, сотрудника музея имени Рублева, ныне протоиерея Александра, пришедшего на отпевание той, которую он привел в Церковь. 

Мы же хотели бы рассказать о тех, кто уже через Ларису обратился к Богу. А ими стали ее отец, Петр Федорович, свекор, Петр Андреевич, свекровь, Валентина Ефимовна.

Возможно, эпизоды из жизни семьи будут малоинтересными даже для друзей Ларисы, но, именно, эти ее дела веры, похоже, были самыми значительными из всего того, чему она служила ради Бога. И хотя эти ее усилия больше всего и отражают ее преданность Господу Христу, пока описания их мы пропустим, чтобы скорее приступить к жизни духа.   

 

Часть 3

О СМЕРТИ

И сказал: истинно говорю вам,

если не обратитесь и не будите, как дети,

не войдете в Царство Небесное. (Мф. 19, 3)

 

А теперь о том, как дети

 

В бытность мою режиссером, консультантом на одном из моих фильмов был Владимир Петрович Панов, референт секретаря ЦК Кириленко, а потом он стал референтом премьера Рыжкова. Владимир Петрович был настолько славным и милым человеком, что и после завершения фильма мы остались в приятельских отношениях, и я часто забегал к нему на Старую площадь, а потом и в Кремль. Как только я входил к нему в кабинет, он сразу поднимал телефонную трубку и просил принести два стакана чаю. Тут же приходила с подносом симпатичная девушка и на столе оказывалось два стакана чаю и две сладких булочки.

Так подробно описываю дружбу с Владимир Петровичем, чтобы потом стало ясно, почему его слова о кладбище так на меня подействовали, ибо они были сказаны человеком милым и симпатичным, а не цербером со Старой площади.

В фильме, который В.П. консультировал, был снят очень привлекательный эпизод. Снимали мы крупный институт в Вильнюсе, рассказывали о его деятельности. Директор института Альгердас Будвитис водил нас везде и все показывал. Показал и кладбище, прилегающее к территории института, и рассказал, что все сотрудники института ухаживают за могилами тех, кто работал у них. И он произнес такую фразу, которая заставила меня снять целый эпизод об этом институтском кладбище. Директор сказал тогда, что люди очень ценят эту заботу о могилах, и если судьба забрасывает куда то работающих в его институте, то они, уезжая, просят, чтобы, когда они умрут, перевезти их тела сюда и похоронить их на этом кладбище. Сняли мы это кладбище и рассказали о том, как люди ценят эту деятельность научного института - уход за могилами.

Эпизод о кладбище в фильме о сельскохозяйственной науке СССР получился самым привлекательным, придававшем серьезности научных изысканий человеческую теплоту.

Когда стал показывать милейшему Владимиру Петровичу немой вариант фильма,  он нежно без нажима, с заботой исключительно о зрителе, спросил, имея ввиду этот эпизод: «Что, будем говорить: Думайте о смерти?». Так он убедительно это произнес, милейший человек, но еще и авторитет, что я согласился, что о смерти то, действительно, говорить не стоит.

Хотя Дума о смерти первейшая заповедь Господа Христа: Ищите прежде Царство Божiе и Правду его и вся сия приложится вам! Но в Царство Божие переходят через смерть на земле. Значит, думать о своей смерти - это думать о том, каким ты предстанешь пред Богом.

Тогда я этого не знал и вырезал эпизод с кладбищем. Но... вопрос Владимира Петровича: Что, будем говорить: Думайте о смерти?, почему то крепко засел в меня на всю жизнь. Вопрос этот открыл мне, что есть темы, о которых человек слышать не желает. Это, как правило, духовные темы. И, прежде всего, это когда о Царстве Небесном и о Страшном суде.

На это обращал внимание приснопамятный Антоний Храповицкий, митрополит Киевский и Галицкий, еще в 1905 году:

«Страшный Суд! О, горестное слово для сынов суетной современности.

Страшный Суд! Как они не любят напоминать об этом Суде! Даже те, которые согласны тебя слушать, пока ты говоришь о некоторых евангельских заповедях, лишь только услышат о Страшном Суде, или о неизбежной для каждого смерти, сейчас же омрачают свои лица, стараются переменить разговор или даже ответить тебе каким-нибудь грубым кощунством».

Так это 1905 год! А уж ныне в 2015 то упоминание о Царстве Небесном и о Страшном суде... под страшным запретом! Почему? А вот, потому самому вопросу самого духа нашего времени:

Что, будем говорить: Думайте о Царстве Небесном и о Страшном суде? Но только уже не нежно, без заботы о людях, а утвердительно и приказно, и если вопрос еще звучит, то он звучит, как угроза: Ты, что о Царстве Небесном и о Страшном суде хочешь говорить? Подумай, а то вылетишь отовсюду!

Почему в воспоминаниях о Ларисе мы уклонились в столь длинное отступление от самой Ларисы?

А вот, потому и отступили, что, именно, через великие скорби Ларисы Господь и раскрыл, что, прежде-то всего, и надо думать… о смерти! Потому что:

Потому что ничто, как дума о смерти, не способно помочь исполнить главную и, в сущности, единственную просьбу Господа нашего Иисуса Христа: Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и обрящите покой душам вашим (Мф. 11. 29)

Ну как научаться кротости и смирению, когда я так хочу того многого, что предлагает мне ныне сам дух нашего времени? Приходится думать и как достичь положения в обществе, а без тщеславия, как тут обойдешься? И денежки, денежки не могут не будоражить воображение, и машинки, и квартирки, и дачи, и отпуск, ну, может быть не на Канарах, но тоже, чтобы удивить своего ближнего хотя бы селфи на фоне, и проч, и проч.

А дума о смерти и опрокинет все это в мусорную корзину, открыв серым клеточкам путь к размышлению о Царстве Небесном, размышлению об Идеале Святой Руси, утерянному ныне большинством народа нашего.

Дума о смерти невольно каждому напомнит о предсмертном состоянии, которое он видел на примере своих близких родственников или друзей, состоянии кротости и смирения, которые подал умирающему уже Сам Господь через великие страдания, чтобы упокоить его в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Мы все это увидели во дни тяжких страданий Ларисы. Протоиерей Владимир Колобанов, приходивший причащать лежачую без движения Ларису, сказал : - Сейчас Лариса на кресте.

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Чтобы великими скорбями войти в Царство Небесное.

Скорби Ларисы назвать можно только великими.    

Так для чего же первым делом надо думать о смерти?

А вот, только для того, чтобы стать, как дети.

 

Повторим начальный эпиграф,

чтобы приступить, наконец, к жизни духа.

 

И вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть, стояло пред престолом и перед Агнцем в белых одеждах...

Один из старцев спросил меня:

- Сии, облеченные в белые одежды, кто, и откуда пришли?

Я сказал ему: - Ты знаешь, господин.

И он сказал мне: - Это те, которые пришли от великих скорбей...

(Откр. 7. 9-17)

 

О ВЕЛИКИХ СКОРБЯХ

 

Был человек в земле Уц, имя его Иов;

и был человек этот непорочен, справедлив

и богобоязнен и удалялся от зла.

 

  - Почему такой страшной напасти Господь подверг человека непорочного, справедливого и богобоязненного и удаляющегося от зла, (ибо нет такого, как он, на земле)  лишив его детей, крова, согласившись наслать на него страшный недуг? Зачем надобно наказывать безвинного?

   Я есьмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. (Откр.2,23)  Испытующий! А в переводе: экзаменующий.

   - Для чего же такие страшные испытания для непорочного, справедливого и богобоязненного и удалявшегося от зла человека?

   - Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мною. (Откр. 3, 20) Непорочность, справедливость и богобоязненность и удаление Иова от зла как раз и отворили дверь сердца Иова, в которую вошел Господь Бог Иисус Христос и стал вечерять с Иовом.

    - Так что же, сидение Иова на гноище - это его вечеря с Богом?

    - Именно, Иов на гноище - это его вечеря со Господом Богом Иисусом Христом.

      Сначала Иов, как и все мы грешные, не понимал, что это его вечеря с Христом, что таким образом он удостоился сораспяться Христу. А раз Иов удостоился вечерять со Христом, то Господь и отверз ему вещие зеницы. И Иов, прозрев, произносит, наконец: Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я раскаиваюсь в прахе и пепле. «Видят Тебя», - что Иов явственно увидел Бога? Нет, конечно, не плотскими очам увидел он Бога, а воззрел умом и внял сердцем, Что и означает, что он удостоился благодати Всесвятого Духа. То есть, стал претерпевать все зло, болезни и раны радостно за возлюбившего его, Иова, Господа Бога Иисуса Христа, прообразом страданий Которого он, Иов, удостоился стать.

      Или иначе: Господь посылает неимоверные испытания своим возлюбленным (ибо нет такого, как он, на земле), чтобы через них, если они его выдержат, уподобившись Христу, еще больше приблизить к Себе. Или, выражаясь земными понятиями, исполнить всякую правду, а именно, приблизить к Себе не просто хорошего человека, пусть и непорочного, справедливого и богобоязненного и удаляющегося от зла, а того, кто, как и Он Сам, способен пройти скорбный путь несения креста. Таким образом, за то страдает невинный, чтобы оказаться на Вечере у Христа! Страдание невинного - это и есть пропуск на Вечерю со Христом.

Нет на земле высшей красоты, чем страдание правды ради, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания”, - записывал архимандрит Иоанн Крестьянкин.

То, что страдания праведника и есть посещение его Христом, подвижники благочестия чувствовали на своем личном духовном опыте и не скрывали этого. Когда они заболевали, то говорили так:

Господь посетил меня.

Но посещал их Господь только потому, что они отворяли Ему дверь своего сердца, у которой Он всегда стоит и в которую все время стучит, ожидая непорочности, справедливости и богобоязненности, и удаления от зла?

     Теперь этого стука Господа в дверь сердца каждого человека, заполненного пустотой, соблазнами и заблуждениями, человечество уже не слышит. И потому дверь сердца, в которую все время стучит Господь Бог наш Иисус Христос, постоянно на крепком засове. О крепости этого засова непрестанно заботится сам сатана, через своих верных служак, которых благодаря земным соблазнам становится все больше и больше. И каждый сможет сбросить этот засов и услышать стук Господа в свою дверь и отворить ее Господу только, когда заимеет ключ, изготовленный по указанию апостола Павла. То есть, когда в сердце возникнет непреодолимое желание сораспяться со Христом. Дверь его души тогда сама отворится и в нее войдет Господь Бог Иисус Христос и будет вечерять с готовым сораспяться Ему.

   Но для этого сначала необходимо обрести непорочность, справедливость и богобоязненность, и удаляться от зла!

  

Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось,) да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21) Как говаривал один благочестивый старец: «это каждому надо помнить и никогда не забывать».  Потому что человек во время своего земного жительства ничего своего не имеет. Все, что он имеет, это только видимость, все это только дано на прокат, и ничего из того, к чему я привязан, мне не захватить с собою после первой смерти. Да, и на земле, до его перехода в вечность, у него все может быть отнято множеством различных способов: пожар, кража, дефолт, обман, и т. д. и т. п. Потому что - все Божiе! Даже мысли, и те, от Бога... И единственно, что дано человеку, что не может быть у него отнято, это свобода. Вот ею он должен распорядиться сам. Он ее хозяин! Но свобода, данная человеку от Бога, сделала его способным принимать мысли и слева от других. И человек не замедлил воспользоваться своей свободой для принятия диавольских наветов. И чем дальше он следовал этим наветам, тем все больше и больше не желалось ему вспоминать, что он наг вышел из чрева матери своей, наг и возвратится. Что все, что у него есть, дал ему Господь, и что Господь и возьмет у него все, когда Ему станет это угодно. И, естественно, что, следуя за сатаной,  человек  все реже и реже  повторял: Будет имя Господне благословенно от ныне и до века!

Это о страдании невинного.

А ежели человек Божiй, но… с грешками?

Что Господь не будет пытаться подать ему оставление прегрешений?

Как? Так тоже, только через страдания!

                                        

И еще раз повторим слова, которые мы здесь сделали эпиграфом

И сегодня еще находятся те, кто стяжал рай на земле (именно смиренно принимал тяготы, а не являл всему свету «свою праведность), рай, который с большим трудом могут представить себе люди обмiрщенные. Иеромонах Серафим Роуз

 

Благодаря раку умершими от этой болезни наполнена рай.

Старец Паисий

И все эти великие скорби посылаются человеку для того, чтобы он стал как дети (не будите, как дети, не войдете в Царство Небесное) чтоб сердцем вознестись во области заочны.

 

Так, не были ли великие страдания Ларисы в последние дни ее земной жизни стяжанием рая на земле, о котором мы можем себе представить с большим трудом?

А мы свидетельствуем, что Лариса смиренно принимала посланные ей великие скорби, и в последние дни своей земной жизни являла собою дите, которое ничем не гордилось, не превозносилось, не искала своего, а беспокоилась о многих, не раздражалась, все переносила…

И потому мы надеемся, что она сподобилась рая уже на земле, да, того рая, который с большим трудом мы можем себе представить.

И потому надеемся, что душа Ларисы сейчас там, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Сороковой день Ларисы пришелся на Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. “Сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже более трагической, чем сам факт физической кончины”.

 И думается, уместным будет отдать дань этому дню таким вот размышлением, и то, только потому, что слова: За Истину пострадал, радуяся, всегда вызывали у Ларисы какую-то благоговейную радость.

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2016

Выпуск: 

4