Георгий Солдатов. Воспоминания семинариста о Джорданвилле. Ч.1.
РАЗГРОМ ДЖОРДАНВИЛЛЯ
На карте штата Нью-Йорк, приблизительно в центральной его части, можно отыскать местечко Джорданвилль. Если поехать по единственной проезжей дороге в северо-западном направлении от этого американского фермерского местечка, то дорога разделяет небольшую долину, по обеим сторонам которой возвышаются холмы, а сама дорога пересекает пригорок. На холме с правой стороны, на самом верху, едва заметное маленькое старое кладбище, а низ холма зарос лесом, через который вьется проселочная дорога. У опушки леса начинаются церковные поля.
С левой стороны дороги - высокий холм. Там на верху, величественно возвышается большой православный крест. Вниз и по сторонам от холма – монастырские поля, засеянные зерновыми культурами. У подножья холма виден лес и сады яблонь. На самом пригорке, через который пролегает дорога, с обеих сторон расположены два православных кладбища. Меньшее и более заросшее деревьями – «старое» а «новое» – большое, у озерка, с расписанной часовней посредине и могучими железными воротами у въезда с дороги.
Долина с полевыми цветами, садами, красивыми лесами и озерами направляет мысли благодарных паломников к Господу за увиденное ими чудо природы. Нет ни малейшего сомнения, что это чудесное место предопределено для прославления Его Имени. Осматривая окружающую благодать, паломник невольно укреплялся верой в будущую жизнь и, не удивительно, что тысячи паломников стремились неоднократно посетить находящуюся здесь обитель и приложиться к ее святыням.
В этой долине расположен Свято-Троицкий монастырь. Многие годы это был духовный центр РПЦЗ и всей Зарубежной Руси. Здесь воспитывались, и духовно совершенствовались молодые поколения будущих пастырей и тружеников Церкви, присылавшихся сюда из всех епархий свободного мира. Монастырь стал рассадником православного благочестия во всем мире, «столпом и утверждением истины», а обитель превратилась в зарубежную лавру – святым местом. Тот, кто жил или учился в семинарии при монастыре, навсегда остался в сердце «джорданвилльцем», а Свято-Троицкий монастырь, куда бы его судьба ни забросила, оставался для него родным домом.
В этой обители совершалось великое православное русское дело – осуществление заветов Преподобного Иова, игумена и Чудотворца Почаевского. Отсюда, во все страны русского зарубежья, распространялся свет веры, и отсюда раздавались призывы к верующим. Именно сюда прибыл архимандрит Виталий, знаменитой Почаевской Лавры, принесший с собой ее лучшие традиции. Он возглавил Свято-Троицкий монастырь, призывавший хранить веру отцов, не забывать храм Божий, быть верными чадами Церкви Христовой, помнить всегда свою страдалицу-Отчизну, сохранять в чистоте родной язык, не забывать и не расточать своего духовного достояния среди иноверцев.
РАСЦВЕТ МАТЕРИАЛЬНЫЙ
С левой стороны дороги, если ехать от Джорданвилля находились две пасеки с сотнями ульев, большие огороды, обширные подвалы, в которых на зиму заготовлялись овощи, участок с кустами малины, грядки клубники и т.д. Вдали у лесов находились озера. В одно из них, опускались для хранения бочки с огурцами и другими овощами. В озерах было изобилие рыб, а в лесах – грибов.
На полях по обе стороны дороги, там, где не сеялись зерновые, не сажался картофель или овощи, паслось стадо около сотни дойных коров и телят, которых приходилось ежегодно продавать. За монастырскими сараями был большой курятник.
Для представления о полевых работах, нужно принять к сведению, что необходимо было прокормить монашествующих, семинаристов и приезжавших в обитель многочисленных паломников. Поэтому на полях можно было видеть архимандритов и игуменов с помогавшими им послушниками и семинаристами, работающих на шести колесочных и одном гусеничном тракторе. В монастыре были: свой комбайн, косилка, молотилка, машина для прессования сена, плуги, бороны, сеялки, машины для посадки картофеля и кукурузы, конвейеры для подачи в башни кукурузы, несколько грузовиков и другое техническое и агрикультурное оборудование. Приезжавшие в монастырь бывшие крестьяне отмечали то, что в монастыре больше техники, чем ее было в больших советских колхозах. Как, например автоматическое оборудование в коровнике для дойки коров, подачи им корма и соломы, специальной цистерны с охлаждением для молока и т.д.
Период с 1946 до 1985гг. можно назвать золотым, когда в обители воздвигались: храмы, четырехэтажное общежитие, семинарское и библиотечное здание, здание для 3-го Зарубежного Собора, колокольня с входными воротами, иконописная мастерская, и т.д. Работа в монастыре кипела беспрерывно, после приезда из Европы группы молодых монахов и послушников, под руководством настоятеля Архиепископа Виталия, архимандритов Пантелеимона, Иосифа, Киприана и др.
РАСЦВЕТ ДУХОВНЫЙ
В духовной семинарии в эти годы преподавали профессора, многие из которых, знали по несколько иностранных языков и имевших по несколько ученых степеней в разных областях науки. И.М. Андреев, преподававший апологетику и русскую литературу, окончил медицинский факультет, теологический и литературный институты в С-Петербурге. Среди лекторов были известные И. И. и И. А. Сикорские, уносившие в своих лекциях слушателей к полетам в мировое пространство - к звездам и планетам. Известный всему русскому зарубежью, иконописец о. Архимандрит Киприан преподавал церковное искусство, а архитектор В.Г. Глинин - церковную архитектуру. Пастырское богословие и литературу вел Архимандрит Константин (Зайцев). В более ранние годы он был профессором в Китае и в Европе. Обязанности декана семинарии исполнял бывший капитан 1-го ранга Н.Н. Александров. Н. Тальберг и С. Иванов, окончившие юридический факультет, преподавали историю и церковное право. Среди других профессоров нужно отметить Архиепископа Аверкия, игум. (в последствии Архиепископа Чикагского) Алипия, игум. Лавра (впоследствии – Митрополита РПЦЗ заключившего унию с МП), Протопресвитера М. Помазанского, архимандритов Иосифа, Сергия, Владимира, иеромонахов Никодима и Игнатия, протоиерея Н. Степанова, игумена Арсения, Проф. И. Концевича и Ф. Балабанова.
Под их влиянием семинария воспитывала будущих иноков и пастырей в духе русского благочестия, чуждого антицерковному модернизму. Иноки постоянно смиренно молились за страдающую Землю Российскую и за верных православию чад ее, чему также обучали и своих будущих собратьев. Вся жизнь в монастыре протекала по строго установленному регламенту. В определенные часы совершались положенные богослужения, послушания на всевозможных работах, трапеза и полуденный перерыв.
Насельники были собраны в одну семью, объединенную в молитве, работе и в своем совершенствовании для будущей жизни. Трогательно вспомнить, когда кто-либо заболевал, сколько было добровольцев принести ему еду, почитать болящему книгу или вместе помолиться.
Богослужения в монастыре совершались строго по церковному уставу, без пропусков и сокращений, неторопливо, отчетливо и ясно. Пение монастырское создавало подлинно молитвенное настроение у верующих. В особенности отличались богослужения во время Великого Поста. За трапезой всегда читались Жития Святых и поэтому семинаристы - будущие духовные пастыри знали, где искать примеры для проповеди или назидания верующим. Не удивительно что, попав в монастырь люди, перерождались и, глядя на насельников монастыря, было видно, что лица у них были совсем другие, чем у людей, живущих вне монастыря. Они были более спокойные, все делали, не спеша и тщательней. На паломников и посетителей влияла спокойная доброжелательность и внимание к ним монашествующих и насельников монастыря и, посетив хоть однажды это святое место Зарубежной Руси, они не забывали его и стремились приехать опять. Не удивительно так как, поговорив с духовными лицами, они получили от них как бы родительское наставление, определившее их дальнейшую жизнь, сделали открытия в своей жизни, встретив людей ставших для них примером – образцом христианства. Поступающие в семинарию молодые люди быстро привыкали к новой для них жизни. Пробывши даже короткое время в монастыре, многие из них теряли интерес и привлекательность к жизни вне монастыря, видя в миру, то, что они считали прежде важным как бессмысленное, начиная считать себя членом братства обители и для себя, поэтому более подходящее и естественное место в храме. Для них открывалась иная жизнь по сравнению с той, когда они жили вне монастыря, и они начинали любить новый для себя мир, в котором они чувствовал заботу о себе Господа и новую для себя обязанность молитвенника за людей, живущих в миру.
После утренней молитвы, до обеда семинаристы были на занятиях, а инокам давались послушания: земледельческие работы, орошение полей из озер, уход за фруктовыми садами, огородничество, пасека, коровник с молочным хозяйством, кладбищенские работы, цементные работы, ремонт авто и других машин, цветочник, засолочное дело, курятник, пекарня, кухня, канцелярия, уборка, библиотека, типографии, издательская деятельность, амбулатория, иконописная, переплетная, столярная и слесарская мастерские и многие другие послушания.
Молитвой начинался день в монастыре. При свете лампад и свечей начинался молебен с просьбой к Господу, Божией Матери и Святой Троице благословения на грядущий день. Молитвой день и оканчивался. Получив благословение от настоятеля, затем, поклонившись и облобызав святыни, все расходились по своим келиям до следующего дня. Только на втором этаже монастырского здания продолжал светиться до позднего часа огонь, где в канцелярии работали игумены Лавр и Владимир, а в соседней келии о. Константин готовил следующий выпуск журнала Православная Русь.
Каждый насельник и семинарист по расписанию или добровольно брал на себя послушание. Многие иноки совершали работы за двух и трех человек, заражая своим примером других. Обет послушания был двигателем всей монастырской жизни, и никто из насельников не избегал этой обязанности.
РАЗОРЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ
С большими трудностями был создан монастырь. Отцы Пантелеимон и Иосиф, не имея средств, поступили рабочими на завод И. Сикорского. Когда в 1930г. земля была куплена, то там находились: двухкомнатный домик без окон и колодец. Кругом был густой лес, и воду для чая приходилось перед «домом» варить на трех камнях. Купили одну корову и две лошади, что им позволило заняться земледелием. Построили сарай для скота и сена. К 1935 г. построили монастырский корпус с церковью и 16-тью кельями. Во время пожара все, кроме спасенных икон, погибло. Но из огня вновь встала обитель. В 1946 г. прибыло 14 человек иноческого братства из обители в Ладомирово из Пряшевской Руси. Вскоре прибыло еще несколько монахов и послушников. Во главе монастыря Синод назначил Еп. Серафима, которого, однако, вскоре, перевели в Могапак, а затем на Чикагско - Детройтскую епархию.
С годами, основатели Свято-Троицкого монастыря и непосредственные их наследники состарились. Некоторых направили служить в другие епархии. Многие уже почили. Ряды тружеников сокращались. Все меньше оставалось руководителей для работ на полях. А пришедшие им на смену, - в своем большинстве новоприезжие из бывшего СССР, - оказались белоручками. Дело в том, что как в СССР, так и в РФ семинаристы и учащиеся Духовных Академий были на государственных стипендиях, и работы от них не требовалось. Поэтому они считали, что как будущие духовные лица требовать от них работать не полагается. Вследствие такого изменения в населении монастыря и семинарии теперь уже почти не выращивается ни картофель, ни овощи; на пасеке осталось только 47 ульев, сократились работы в мастерских. Молодое поколение семинаристов все меньше и меньше работает на доходных для монастыря работах. В результате, постепенно закрывались или сокращались работы. Первой жертвой пали прекраснейшие сады яблонь, после того как стало некому делать прививки деревьям, и они одичали. В прошлом для продажи из этих садов отправляли до 6-ти поездных вагонов яблок. Затем был закрыт курятник, сокращена территория огородов, постепенно проданы коровы и в связи с этим прекращены работы на полях с сеном, и кукурузой. В аренду были сданы силосы и часть монастырской техники.
РАЗОРЕНИЕ ДУХОВНОЕ
С приездом из РФ и приемом из Американской Митрополии либерально настроенных преподавателей, изменились в семинарии учебные пособия как, например, пользуются учебниками из МП по церковному праву (В. Ципина), догматическому богословию, истории и другим предметам, в которых не упоминается о губительной декларации Митр. Сергия, но восхваляются сомнительные духовные лица в бывшем СССР и т.д. В качестве богослужебных книг тоже стали употребляться издания МП. Даже вошел в употребление запрещенный Синодом и духовным собором монастыря неправославный «катехизис». В монастырском книжном магазине продаются почти исключительно издания МП с чисто патриархийно-экуменической пропагандой. Под влиянием экуменизма (в 1983 г. преданном Собором РПЦЗ анафеме) в монастыре начали давать причастие новостильникам из Американской Митрополии и Сербской Патриархии. В монастыре начались приемы архиереев не признающих каноничность РПЦЗ - как напр. епископа Артемия встреченного с колокольным звоном и орлецами. Семинаристам преподаватели начали говорить о МП как о «Матери-Церкви» в то время как раньше о МП в Православной Руси писали что она «лже-церковь», «красная Церковь», «советская Церковь», «сатанинская Церковь», «организация сатаны» и «церковь лукавствующих». Забыто, что Митрополит Анастасий завещал не иметь с МП «...никакого канонического, молитвенного и даже бытового общения», а Митрополит Филарет увещевал, что с еретиками не может быть никакого диалога, а только монолог и, что МП, как все знают, глубоко погрязла в ересях Сергианства и экуменизма.
Таким образом, в головы будущих духовных лиц РПЦЗ вкладывались сомнения в правильности исторического пути Церкви, заветов всех ее предыдущих Первоиерархов: митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия. Признавая МП Матерью-Церковью, совершилось предательство, подобное тому, которое совершил Митрополит Сергий, предавая Российских Новомучеников и Исповедников, которые считали МП безблагодатной, за что и пострадали, приняв мученический венец. За свою верность Церкви Христовой до конца, за исповедничество и мученичество, РПЦЗ прославила их и причислила к лику святых. Русь Святая славится во святых своих! Наконец не обращая внимания на запрещения Митрополитов и Синода в 2005 году 19 июня под руководством диакона Владимира Цурикова, заместителя декана, семинаристы Св. Троицкой семинарии отправились в туристическую поездку в РФ. Это была первая официальная поездка из Зарубежной Руси от имени РПЦЗ. Семинаристы посетили обычные места, которые показывались туристам, а о. Владимир получил прием у высокопоставленных лиц МП.
В прошлом не только монастырь, но и отдельные его насельники оказывали помощь вне стен монастыря. О. Архимандрит Пантелеимон, например, от продажи издаваемых им книг и починки домов в поселке Джорданвилля, выделял средства для помощи Св. Сергиевской гимназии при Синоде в Нью-Йорке. Он также посылал крупные средства в монастыри на Афон. О. Архимандрит Владимир и С.М. Иванов оказывали помощь русским учащимся в американских университетах и т.д.
И вот, цветущая обитель, содержавшая не только себя, но и помогавшая Ново-Дивеево, Синоду, некоторым приходам, стала нуждаться в помощи. Для содержания семинарии потребовались денежные средства. Главными доходами монастыря и семинарии стали пожертвования или духовные завещания верующих. В связи с создавшимся материальным положением возникал вопрос о закрытии семинарии. В таком случае, будущие пастыри РПЦЗ вынуждены будут воспитываться, и обучаться в каких-то других и чужих даже иноверческих учебных заведениях, без знакомства с монастырской жизнью и уставным богослужением.
Горько смотреть тем, кто был знаком с красой и гордостью русской эмиграции – со Свято-Троицким монастырем и с Духовной Семинарией в их расцвете, а теперь наблюдать за их упадком. Это было совершенно отличающим от окружающего мира местом. Но на все есть воля Господня! У нас надежда на Господа, что Он и Пресвятая Богородица не покинут обитель и семинарию, и что появятся новые трудолюбивые подвижники для продолжения молитв за Зарубежную Русь, как и за Страдалицу-Отчизну. Возлагаем надежду на Господа Бога, что эти новые труженики на ниве Христовой будут сознавать, что только в РПЦЗ и в ее духовном центре, Св. Троицком монастыре, сохранялось истинное Православие и то, что РПЦЗ не юрисдикция, а истинная Российская Христова Церковь, обладая всеми строгими и неотъемлемыми каноническими условиями, присущими Христовой Церкви включая канонический епископат со всей полнотой апостольской преемственности. Все годы Церковь, получив свое благословение от Св. Патриарха Тихона и пребывая под руководством четырех митрополитов, сохраняла благочестие и чистоту вероучения, которым теперь угрожает пагубная, непонятная для верующих уния с Московской Патриархией, которая является одним из государственных департаментов правительства Российской Федерации.
ДЖОРДАНВИЛЛЬ: РАЗОРЕНИЕ КУЛЬТУРНОЕ
До Второй Мировой войны большое количество духовной литературы на русском языке издавалось в Ладомирово, на Карпатах. Но со временем, когда почти все монахи и настоятель оказались в США, они основали семинарию и издательство в Джорданвилле. В монастыре издавались не только книги литургического и богословского содержания, но печатались также бумажные иконы, учебники, светская литература и праздничные открытки.
Знаменитый во всей Зарубежной Руси архимандрит Киприан организовал не только иконописную мастерскую, но и подготовил смену новых иконописцев, снабжавших иконами и расписывавших русские храмы во всем мире. Эти работы представляли большое значение, так как русское иконописное искусство отличается от других православных стран.
Издательские и ручного труда произведения — например, нательные крестики — не только Свято-Троицкого монастыря, но также и других русских монастырей, обителей и скитов распространялись по всем епархиям РПЦЗ, давая возможность продолжать их деятельность. Среди основных следует отметить: монастыри на Святой Земле – Святой Равноапостольной Марии Магдалины, Воскресения Христова в Вифании и Спасо-Вознесенского, монастыри Новое Шамордино в Австралии, Лесненский во Франции, Успенский Ново-Дивеево около Нью-Йорка, Преображенский скит в Мансонвилле, обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене и Успенская — в Чили, Богородично-Владимирский монастырь в Калифорнии и другие.
Теперь МП взяла многие из этих духовных центров за исключением Лесненского монастыря и Преображенского скита под свое руководство и играет главную роль в том, что там делается. Некоторые места были забраны у Зарубежной Руси силой, а другие Патриархия, видимо, предполагает захватить в будущем также как и приходы, не согласившиеся на унию путем гражданских судов.
Книги, журналы, литургические кассеты и диски, швейные изделия и облачения, создававшиеся в Зарубежье, сохраняли традиционный древнерусский стиль, отличавшийся от распространившегося теперь массового производства.
В настоящее же время во многих монастырях, в синодальном магазине и в приходах Зарубежья распространяются не изделия русской эмиграции, а произведения Московской Патриархии. Однако эти материалы не всегда подходят по своему духу к чаяниям как выходцев из России, так и многих жителей в Отечестве. Они пропитаны неправославными и нерусскими традициями и ценностями. В них нет того святоотеческого призыва к благочестию, к которому так привыкли русские православные верующие, живущие заграницей.
Воспитанные в материалистическом духе, управляющие Патриархией люди, вместо наставления пасомых о спасении души и подготовке к будущей жизни, увлекают верующих к попытке создания рая на земле, по образцу того, как это обещалось советской системой.
Тем, что теперь джорданвилльский монастырь взялся почти исключительно распространять по епархиям и приходам в эмиграции печатные материалы и рукоделия из республик бывшего СССР и в частности Московской Патриархии он добьется того, что даже то немногое, что с большим трудом производилось в эмиграции, заглохнет. Частные издательства и зарубежные авторы, которые отправляли на комиссию для продажи в Джорданвилль свои труды, не могут этого более делать. Рукоделие заменяется дешевым и зачастую недоброкачественным производством.
На Святой Земле синодальный и монашеский хоры напели прекрасные песнопения. Также в Джорданвилле, были напеты на кассеты и диски литургические произведения, которые распространялись по епархиям. Теперь же в «Православной Руси» рекламируются для продажи только диски МП, а не, например, хора Бориса Ледковского, Св. Покровского Н.П. Афонского, Н. Кострюкова и казачьего С. Жарова. Песнопения этих хоров славились в Зарубежной Руси и были известны населению Америки, так как многие передавались по радио как, например, по приглашению компании «Вестминстер Рекординг» хор Н.П. Афонского напел диски: «Литургию Св. Иоанна Златоуста» (муз. Архангельского), «Литургию Св. Иоанна Златоустого (музыка других известных композиторов). На дисках были изготовлены и в продаже магазина монастыря музыка Чайковского, Гречанинова, Архангельского и П. Чеснокова.
Так постепенно происходит культурное удушение Зарубежной Руси.
Незаметно для многих, ключевые места в РПЦЗ постепенно заняли выходцы из бывшего СССР или эмигранты, потворствующие унии с МП. Многих из новоприезжих Зарубежная Церковь приняла с распростертыми объятиями без надлежащего исследования, поверив им на слово, что они были преследуемы советской властью или Патриархией. Однако оказалось, что некоторые из этих беглецов провинились, были недостойны священного сана. Иные принялись за распространения привычных для них сергианских, экуменических и социалистических идей. Так РПЦЗ приняла к себе троянского коня.
Перед тем как писать икону, о. Киприан, по древним православным правилам, подолгу постился и молился. И вот, лики на его иконах своей глубокой духовностью, значительно отличаются от ликов на иконах, писаных в МП. Когда архимандрит Константин принимался за писание своих статей и готовился к лекциям, он усердно молился. Вот так подготовившись, он обращал внимание своих слушателей на то, что должно было стать самым главным в их жизни – стремление спасти душу и почерпнуть в литературном произведении или статье соответствующую для этого ценную мысль или спасительную крупицу. Поэтому его лекции, как и у Владыки Аверкия, не были сухими или просто научными, а всегда метко направленными в сердце слушателя.
Теперь же учебники, как и преподаватели в Семинарии, в большинстве происходят из МП. Эти преподаватели выросли в антирелигиозной среде. Многие из них стремятся к экуменизму и внесению чуждого православию влияния. При принятом направлении, в Зарубежной Лавре исчезают многие духовные и культурные достижения эмиграции, а в души нового поколения вносится тлетворное влияние Московской Патриархии со всеми ее заблуждениями.
ДЖОРДАНВИЛЛЬ, ПЯТИЛЕТКА, ОБРАБОТКА ПЕРЕВЕРТЫШЕЙ
Можно сочувствовать тем семинаристам Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвилле, которым не удалось получить воспитание и образование в «золотое время» монастыря, когда там были духовные наставники, дававшие своей личной жизнью пример какими должны быть духовные лица и миряне Православной Церкви. Учившимся уже после этого периода, не передалось православное мировоззрение и умение апологетической защиты Церкви и русской культуры, которому учили профессора И. М. Андреевский и Н. Д. Тальберг. Они не смогли ознакомиться с примером христианского смирения, которое подавали cвоей жизнью Архимандрит Константин (Зайцев), д-р Н. Н. Александров и многие другие. Они не услышали Владыку Виталия, который был настоятелем монастыря, но вместе с архимандритами Пантелеймоном, Иосифом, Киприяном и другими монашествующими подавал пример труда при несении монастырских послушаний. Он же в 1957 году говорил, что главная задача семинарии - подготовить кадры учёного православного монашества, ибо они будут опорой Зарубежной Церкви и от них зависит не только будущее РПЦЗ, но и всего русского народа в Отечестве.
Увы, после смерти ректора семинарии Владыки Аверкия (Таушева), в конце, так сказать, серебряного» периода монастыря это место занял епископ Лавр. Сразу в монастырь и семинарию нахлынули либерально настроенные духовные лица и миряне. Некоторые из них, получив образование в СССР, были с марксистским душком. Они заняли преподавательские и административные места в монастыре, семинарии, редакции журнала «Православная Русь» и других церковных изданий. Для сатанинского советского правительства и для верхушки Московской Патриархии Свято-Троицкий монастырь с его семинарией был одним из главнейших врагов. Ведь из монастыря по всему миру распространялись сведения о настоящем положении дел в СССР, о нарушении Московской Патриархией церковных канонов и правил, о преследовании Истинной Церкви.
Поэтому кремлевские насельники всячески старались повредить РПЦЗ и монастырю. Для этого после смерти Владыки Аверкия создалась благоприятная возможность. Новоприбывшие из СССР начали понемногу уничтожать в монастыре учебные пособия и заменять их другими, прекратились многие монастырские и семинарские послушания, было распродано и ликвидировано сельское хозяйство, а также некоторые мастерские.
Наконец, даже кухня для семинаристов была отделена. Прежде в столовой за едой семинаристы читали вслух жития святых, слушали назидания настоятеля монастыря, получали возможность ближе ознакомиться с монашеской жизнью и решить, например, способны ли они в случае принятия монашества жить на постной еде.
Новоприбывшие лишили семинаристов духовного воспитания. Без монашеского присмотра, в семинарии начались беспорядки, развилось употребление спиртных напитков.
В золотой и серебряный периоды Джорданвилля монашествующие сами жили, и других учили жить, по примеру Спасителя, соблюдая кротость и покорность (Мф. 11,29) что является важной особенностью христианина, идущего по пути в Царство Небесное, ибо в Священном Писании сказано: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5,3). Однако после смерти Владыки Аверкия в семинарии и монастыре было утеряно чувство доверия и послушания своим духовным отцам, так как либерально настроенные пришельцы сами не знали, что Спаситель «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и в смерти крестной» (Фил. 2,8).
Пришельцы внушали семинаристам идеи о том, что каждый человек должен думать самостоятельно, а не полагаться на слова других. Таким образом, они отрекались от учения Святых Отцов Церкви. При подобном назидании в души семинаристов вкладывалась самая страшная отрава дьявола – гордость. Вследствие этого они, - чего ранее не было в Джорданвилле, - начали думать лично о себе, а не о монастырской и семинарской семье и соответственно стали строить планы на будущую жизнь. Пришельцы внесли в семинарию идеи об обязанностях по отношению к государству и к «всемирному православию», для чего мол, все методы дозволены. Архимандрит Константин и проф. И. М. Андреевский учили семинаристов совсем другому: нельзя злом бороться со злом, а только добром и правдой; оружием должен быть Крест, а не обман, предательство или меч.
Драгоценные для пастыря и православного мирянина духовные и культурные ценности, после окончания «серебряного» периода в семинарии, пришельцами больше не передавались. Идеалом семинаристов постепенно становился материализм. Неудивительно, что под напором архиепископов Марка, Илариона, Кирилла, а также представителей правительства РФ и руководства МП, протоиереи стали послушным орудием политических планов Кремля. Либеральные пришельцы передали новому поколению оканчивающих семинарию несвойственные христианину чувства гордости и тщеславия. Из-за тщеславия среди них началась погоня за знаками отличия и званиями, забывая слова Архимандрита Константина о том, что ничего не может быть более почётным для человека принявшего духовное звание, чем наперсный крест.
Подвергнутое вредному влиянию, новое поколение священнослужителей РПЦЗ соблазнилось на льстивые речи Путина и Алексия Второго, отмахнулось от переданной им Отцами Зарубежной Церкви миссии и от ответственности за порученных ему людей. Оно устремилось в объятия соблазнителей и стало употреблять нечестные методы воздействия на тех, кто не захотел подчиниться советской патриархии.
К 5-летию подписания унии между РПЦЗ-Л и МП, в прессе появились воспоминания участников этого предательства. Из них следует, что за прошедшую пятилетку они подверглись еще большему влиянию со стороны политиков РФ и руководителей МП. И, несмотря на то, что они пытаются описать этот акт предательства в положительных для себя красках, из этих текстов видно, как они бессовестно обманывали верующих.
Священник Серафим Ган написал, что уже с середины 1990 годов он начал замечать «положительные перемены» в МП, но в чём – не уточняет. Может быть в том, что в Казанской церкви в С. Петербурге ряженые казаки мешали молиться, или в том, что патриарха окружали переодетые в казаков семинаристы и прислужники, с кнутами в руках? Ган описал свою встречу с владыкой Лавром в одной кофейне Нью Иорка, когда тот поручил ему составить список возможных участников поездки для официального посещения Патриархии, с включением делегатов ото всех зарубежных епархий.
Составленный список был одобрен, но как пишет Ган, многие отказывались от «чести» ехать на встречу по идеологическим соображениям, а один священнослужитель даже сказал: «Ни в коем случае не поеду, и не буду целовать руку чекисту». После такого фиаско, заговорщикам пришлось собирать новую делегацию, причём они обманывали людей, что мол, Патриархия согласна изменить свои позиции в отношении сергианства, экуменизма и многих других вопросов, сильно тревожащих верующих в Зарубежной Руси.
Поехавшие, наконец, делегаты в действительности не представляли РПЦЗ, а лишь свои частные или политические интересы. Как впоследствии оказалось, некоторые из этих духовных лиц уже до этого встречались с советским патриархом, несмотря на запрет Митрополита Виталия.
Как пишет Ган, уже в 2000 году Алексий II ему заявил, что «следующим Первоиерархом РПЦЗ станет владыка Лавр; он знает Россию, и с ним нам будет легко работать». Вскоре, действительно, Владыка Виталий был удален с поста Председателя Синода, а митрополитом стал Лавр.
Дабы усыпить бдительность верующих, лавровцы стали распускать ложные слухи, что мол, более половины иерархов, включая епископа Гавриила, - враги объединения с Патриархией. Администрация РПЦЗ-Л пошла и на другой обман: от приходов потребовали оригиналы документов церковного имущества под предлогом приобретения более дешёвой страховки для зданий.
Другой деятельный «униат», (а до того - яростный анти-униат) священник Пётр Перекрестов теперь, не краснея, приписывает «единение» с МП воле Божией: «чего мы в Зарубежной Церкви были лишены столько лет». Он признаётся, что еще до созыва IV-го Всезарубежного Собора «уже был готов проект Акта о Каноническом Общении, и оставалось лишь Архиерейским Соборам РПЦ-МП и РПЦЗ утвердить этот проект».
Как видим, заговорщики уже согласились на всё, чего хотела от них Патриархия; Собор в Сан-Франциско был созван лишь для формального оправдания унии. Как Ган, так и Перекрестов замалчивают, что благодаря поглощению большей части РПЦЗ-Л, её храмы превратились в добавочные опорные пункты неосоветской работы, как среди людей русского происхождения, так и в среде местного населения. Включая, конечно, и работу шпионскую; ведь в проведении унии приняли участие не только сам В. Путин, но и важные государственные сановники РФ. Когда и вследствие чего такие люди как Перекрестов сменили вехи?
По-видимому, роковую роль сыграли поездки ряда деятелей РПЦЗ в Россию в начале 90-х годов. Известны случаи, когда кто-либо из них исчезал на день или два. Это объяснялось работниками гостиниц тем, что мол, эмигрант выразил желание посетить какой-нибудь исторический или религиозный объект. Однако сие было неправдоподобным, потому что эти лица не говорили о своих планах своим супругам, не сообщали о них другим членам группы, а, вернувшись, не хотели говорить о том, где они были и что видели. Все эти лица прежде были противниками сближения с МП, но после своего временного исчезновения становились ярыми поборниками каноничности и благодатности Патриархии и начинали проповедовать, что митрополит Сергий «спасал» Церковь своим соглашением с советским правительством.
После поездки в Отечество не было более надобности приглашать в РФ «строптивых» духовных лиц или мирян, чтобы там на них воздействовать: их стало возможно «прижать» в стране их местожительства!
Для противников деятельности неосоветского правительства и МП теперь существует реальная опасность: пребывая в храмах РПЦЗ-МП или других заграничных правительственных учреждениях РФ, их могут «взять в обработку» специалисты путинской разведки.
ВЕЛИКИЙ ПРОПОВЕДНИК «ДЖОРДАНВИЛЬСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ»
С Владыкой Аверкием (Таушевым) я имел счастье познакомиться в Мюнхене, где он подвизался в обители преп. Иова Почаевского. Отца Аверкия знали в беженских лагерях все русские жители, благодаря его деятельной миссионерской работе. Неутомимо ходил он по лагерям, часто делая далекие переходы пешком, крестил младенцев, наставлял в православной вере беженцев из СССР, надеющимся на переселение за океан, вселял надежду, учил людей молиться, раздавал бумажные иконки и изданную в монастыре литературу. Многие ученики мюнхенской русской гимназии и прислужники в приходах получали от него Новый Завет издания монастыря Иова Печерского на церковно-славянском языке. Ходил он с мудрым и необыкновенно добрым лицом, в уже потрепанной казалось древней монашеской мантии, весной и летом в сандалиях на босу ногу.
Он заслужил к себе любовь лагерников, среди которых многие увлекались его проповедями и заранее спрашивали, когда он опять придёт. В мюнхенских лагерях служило и другое духовенство. Но проповеди отца Аверкия были из ряда вон выходящие. Тот, кто слушал хоть четверть часа его проповедь, не смог забыть её всю жизнь, такой был его талант и умение передать другим повествование о любви Бога к людям. В своих проповедях лагерникам он настаивал, чтобы они читали Священное Писание и Святых Отцов Церкви, утром и вечером молились по молитвословам, которые он раздавал тем, кто их не имел, регулярно исповедывались и причащались и главное, чтобы они нашли себе духовника.
Отец Аверкий не страшился служить ближним там, где некоторые другие духовные лица опасались. Помню, как в общежитии русской гимназии «Милосердный Самарянин», несколько учеников заболели свинкой и оказались в больнице для беженцев. Как ни в чем не бывало, в госпитале появился о. Аверкий и служил для больных литургию. Так как я был среди больных, но был соборным иподиаконом у Владыки Александра, то ему прислуживал. В госпитале родился у одной сербки-сестры милосердия мальчик, и о. Аверкий его крестил, а мне поручил стать крестным отцом.
Когда произошла эпидемия кори, опять в госпитале с больными был о. Аверкий. Он собирал людей для бесед в госпитале и рассказывал что-либо из истории христианства и Жития Святых. Ему также приходилось в госпитале читать напутственные, отходные молитвы в иную жизнь, и служить по скончавшимся первые панихиды. Помню, как больной простатой скончался полковник Третьяков, с которым часто беседовал о. Аверкий, а я, приехав в госпиталь прислуживать ему, слушал рассказы полковника о старой дореволюционной Москве. Как там торжественно праздновались светлые праздники, как по Красной Площади и соседним улицам ходили франты и дамы, красовавшиеся своими головными уборами и цветами.
О. Аверкий не был просто слушателем, но подробно расспрашивал о деталях жизни в России, о том, как в семействах проходили двунадесятые праздники, свадьбы и т. д. Интересовался он также, какую еду ели в семье полковника и в его полку.
На память о прислуживании, о. Аверкий подарил мне Новый Завет на церковно-славянском языке. С такими словами: «В этой книге Спаситель сказал, как быть в этой и будущей жизни с Ним, каждый день утром или вечером читай одну главу Евангелия и если что не понимаешь - записывай, чтобы потом спросить. В Евангелии сказано о том, что дьявол правит миром и хочет отвернуть людей от Учения Христа, а ты должен следовать тому, чему учил Спаситель».
Так как я был начальником дружины Организации Российских Юных Разведчиков «Севастополь» в Мюнхене, то я пригласил о. Аверкия на наш сбор, с просьбой провести беседу. О. Аверкий был большим знатоком Священного Писания, опытным миссионером и, как выше сказано, обладал даром слова. Беседу он провел на тему об обязанностях к Богу, родителям и ближним, согласно Учению Церкви. Он был на сборах еще два раза, но потом разочаровался в организации, находя, что она под плохим влиянием, несмотря на то, что дружиной руководил я, а начальниками отрядов были П. Колтыпин, Кромиади, Р. Масс и А. Ильинский. Все руководители были православными и регулярно ходили в церковь, а я прислуживал как иподиакон Владыке Александру в соборе.
Однако, по мнению Вл. Аверкия, работой с молодежью должны были руководить исключительно духовные лица. Ему не нравилось, что разведчицы были в коротких юбках. Он указал, что женщины должны носить платочки на голове, а не на шее, как он видел у разведчиц. Еще более ему не нравилось, что разведчики иногда устраивали в конце недели бивуаки. Я ему пояснил, что там утром и вечером читаются молитвы, но он ответил, что Спаситель призвал всех людей быть Его Учениками и значит, молодые люди в субботу и воскресный день должны присутствовать на богослужениях, слушать проповеди и быть на лекциях по Закону Божьему, а не «бегать по горам».
Владыке также не понравилось, что разведчикам давались лесные имена, и советовал изменить идеологию и деятельность в организации на чисто православную: чтобы мальчики по очереди прислуживали в церкви, а девочки были членами сестричества, помогая в хоре, убранстве храмов и благотворительности. Впоследствии, когда о. Аверкий переехал в Америку он возглавил Владимирскую Молодёжь, но как всякая организация, она требовала людей постоянно ведших административную, планировочную и издательскую работы. А их, к сожалению, не было.
В это же время во многих епархиях РПЦЗ в Америке другие архиереи покровительствовали различным организациям разведчиков. Владыка Нектарий - ОРЮР в Калифорнии. Вл. Серафим – Организации Российских Патриотических Разведчиков на Среднем Западе. Вл. Никон (Рклицкий) – Патриотической Организации Российских Разведчиков на Восточном побережье.
Но если у Владыки Аверкия (его хиротония была совершена после прибытия в США) не хватало умения работы с молодежью, то он прекрасно справлялся с управлением порученного ему Свято-Троицкого монастыря и обязанностями в Синоде. При его настоятельстве не происходило ссор, все важные дела решались совместно и монашествующие были довольны своим Аввой. Насельники и паломники с удовольствием внимательно слушали его проповеди и разделяли его опасения о положении в мире.
Многие проповеди Владыки были записаны на магнитофонные плёнки и впоследствии опубликованы в книгах. Но те, которые он делал в трапезной, остались неизданными. Я запомнил одну из них - о Св. Иоанне Кронштадтском. Как Владыка повествовал, после его канонизации, один польский католический ксендз, написал в журнале такую дикость: что пока этот святой был «католиком», по его молитвам совершались чудеса, а когда он перешел в «москальскую» веру, то чудес уже более не происходило.
Вл. Аверкий часто обращался в трапезной с призывом молиться, дабы Господь защитил Первоиерарха Митрополита Филарета от угрожавших ему бедствий. Он также говорил о том, какое значение приобрела в Зарубежной Руси Свято-Троицкая Лавра, у врат которой, находится вражеское воинство, желая её захватить. «Молитесь за человечество», с тревогой призывал он трапезующих.
«Монашествующие», говорил он, «не должны обращаться к Господу с молитвой только за себя, но обязаны молиться обо всех людях».
Как знать, может именно благодаря молитвам джорданвилльцев, Бог миловал многих людей?
Были случаи, что монастырь покидали монашествующие и послушники мечтавшие уйти от шумной жизни. Они уходили в места, где было меньше паломников и туристов чем в Джорданвилле. Вл. Аверкий отмечал, что многим насельникам хотелось бы совершенно отречься от мира. «Но наша обязанность», говорил он, «не только молиться о людях, но и, держа широко отворенные двери принимать их в обитель, утешать и наставлять в вере. Это было возложено на нас как послушание, и мы должны его исполнять со смирением.
«Значение нашего монастыря велико», говорил Владыка. «Представители других национальных Церквей уже всю Зарубежную Церковь стали называть Джорданвилльской юрисдикцией. Из этого вы можете заключить, какое значение имеет в глазах других наша обитель. Многие православные верующие, и также инославные, смотрят на нас. Некоторые из них желают у нас научиться вере во Христа. Поэтому мы должны быть во всем примером, помня, что по нам будут судить не только о монашестве и России, но и вообще об её верующих. Мы обязаны служить Богу и людям, и должны будем дать отчет за исполнение возложенной на нас обязанности».
Приезжавшие в джорданвилльский монастырь паломники часто не понимали, о чем говорил Владыка Аверкий, ибо им казалось, что в мире дела не такие уж страшные, как он их описывал в своих проповедях. У них создавалось впечатление, что Владыка предсказывал немедленное наступление царства антихриста. Владыка Аверкий не признавал праздники американцев. Как он говорил, у них один праздник с торговыми рекламами следует за другим, люди пьют спиртные напитки, танцуют до утра и ведут себя не пристойно. Поэтому он советовал не подражать в проведении этих празднеств, которые ничего не имеют общего с христианством. Он добивался, чтобы все русские верующие не поддавались чужой культуре, на всё смотрели с православной точки зрения и регулярно посещали Божьи службы.
Владыка каждый день занимался чтением Священного Писания, толкований Святых Отцов Церкви, Жития Святых и советовал другим это также делать. В течение двух лет из четырех, Господь дарил мне радость слушать в семинарии его лекции по Новому Завету, в том числе разбор книги Апокалипсиса, в которой Господь открыл Апостолу Иоанну, что должно произойти перед концом мира. По этой книге и посланиям Апостолов, говорил Владыка, мы можем судить о будущем мира.
Все имевшие счастье слушать лекции Владыки Аверкия, не могут отрицать их прекрасное и понятное изложение. Эти лекции могли бы быть прекрасным основанием для проповедей в церквах, дабы верующие смогли получить такую же духовную радость и понятие Священного Писания, какую получали семинаристы, слушая Преосвященного Владыку.
Я спросил его однажды: «Вы так описываете состояние в мире, как будто бы завтра будет конец миру и начнётся Страшный Суд!» «Я так не говорю», ответил Владыка. «Я говорю, что человечество морально катится все скорее вниз. Ведь ты на моих лекциях слышал, что сатана правит миром и поскольку Церковь всё менее и менее может оказать влияние на людей, то моральная жизнь людей напоминает ту, за которую Господь наказал жителей Содома и Гоморры. Только Господу известно, когда наступит конец миру и будет суд людей.
Время приближается и это видно по всему происходящему. Поскольку Спаситель в Апокалипсисе открыл Апостолу Иоанну, что должно произойти перед концом мира, то мы можем судить, что нас ждёт. Что-то должно свершиться с солнечной системой вследствие того, что возможно астероид упадёт на землю, что вызовет чудовищные землетрясения, ураганы, наводнения. Но об этих казнях, напоминающих те, которые поразили египтян во время Моисея, я почти не говорю в проповедях, а призываю верующих образумиться и обратиться к Богу. Если бы я был уверен, что уже наступило последнее время, я не готовил бы вас в семинарии продолжать дело миссионерства Евангелия Христа. Когда будет конец, нам не известно, и поэтому мы вам оставим то, чему нас учили, и что нам передали наши Владыки Церкви в уверенности, что вы будете верными слугами Христа и хранителями Его Учения, которое содержится в Священном Писании, Апостольских Посланиях, Учении Святых Отцов, Канонах и Постановлениях Вселенских и Поместных Соборов. Евреи веруют, что в Иерусалиме, в горе, где находились Первый и Второй Храмы, покоится Божий Дух. Это было место, согласно их верованию, откуда произошло распространение мира в такой форме, как мы его теперь видим. Это место, где Господь из глины, согласно верованию евреев, сотворил первого человека Адама, где Авраам связал Исаака. Поэтому евреи обращаются к этому месту с молитвой. Это место так свято для них, что закон запрещает евреям там ходить, дабы нечаянно не ступить там, где находилось Святое Святых. Но Антихрист сядет, чтобы править на престоле, в новом «третьем храме».
Постройка его займет много времени, и когда она будет происходить, все люди будут о ней знать. Мы знаем, что Ковчег Завета, обитый золотом, в котором хранились скрижали (10 заповедей и десятисловие) данные Богом как выражение Его воли, был уничтожен. Над ним находился каппорет, крышка ковчега, сосуд в котором в Великий День Очищения, совершалось кропление кровью, которое изглаживало грехи Израиля. Каппорет был также троном Бога, восседавшего на Херувимах. Ковчег погиб во время пожара. Новый «третий храм» должен ожидать «мессию Израиля» и в его приход установление «олам ха-ба» т. е. «Нового Мира». Нет также других главных для воссоздания в прежней святости храма святых предметов. Можно конечно, сделать новую минеру и серебреные трубы, но воссоздать Ковчег Завета, невозможно! Поэтому невозможно восстановить ту молитвенную связь евреев с Богом, каковой она была перед приходом Спасителя на землю. Эта связь перешла через Иисуса Христа к новому Израилю - Христианам. Поэтому, если храм и будет построен, то в нём будет ложный бог и на престол в храме сядет не Бог, а Антихрист». (Пересказано по памяти и сделанной записи после лекции).
Преосвященный Владыка указывал нам в семинарии, что мы должны следовать тому, чему нас призывал Сам Спаситель, желавший, чтобы все люди были Его учениками. Этому препятствует дьявол, ставя всевозможные преграды, создавая соблазны и ложные вероучения. Сатана стремится уничтожить желаемый Богом образ жизни людей со счастливыми семьями, богобоязненными правителями государств, и ввести зло и свой культ.
В своих поучениях Владыка указывал на то, что в Америке ставят на некоторых консервах и других продуктовых предметах изображение маленького красного чертика (Devilish food). «Вот», говорил Владыка, «они изображают искусителя, как что-то смешное, безобидное, чтобы люди к этому привыкли. А ведь это не шутка. Дьявола нужно бояться, он действительно существует и мы не должны с ним иметь ничего общего. О том, что он обманывает весь мир, говорится в книге Откровения. Люди призываются к наслаждениям для отвлечения их от Бога». По этой причине, для заблуждения верующих, сатанистами сделано много изменений Священного Писания. Издания, например, Свидетелей Иеговы, не имеют ничего общего с учением Христа. И таких «новейших» или «исправленных» переводов очень много. Русские православные, во многих странах мира, пользовались английским переводом короля Джеймса (King James Bible). Нужно ко всему выше сказанному добавить, что недавно, чтобы ввести в заблуждение верующих, сатанисты в США опубликовали «Святую Библию Королевы Джеймс» (Queen James Version (QJV) of the Holy Bible). На её обложке - радуга крестом, что является символом «гордости гомосексуалистов».
В этом издании, там, где прежде верующие предупреждались (Лев 18:22, Откровение 21:27, Римлянам 1, 26-27, 1 Коринфянам 6: 9-10) об опасности гомосексуализма, который осуждался, восемь параграфов были удалены. Вероятно, «голубые» экуменисты архиереи Московской Патриархии и примкнувшие к ним зарубежники, удовлетворены этими изменениями Священного Писания, но они забывают, что в борьбе против Бога, человек не может победить. Сатанизм всё более влияет на жизнь людей, - даже в Америке, считавшейся христианской страной. Президент, многие губернаторы и государственные чиновники, высказались за проведение закона разрешающего однополые браки. Отхождение от духовных ценностей происходит очень быстро на наших глазах, гораздо скорей, чем во время земной жизни Владыки Аверкия. Сатанинское поведение преподносится как нормальное в учебных заведениях, начиная с детских садов. Духовенству не безопасно осуждать это в проповедях, так как ему грозит, согласно законам, быть обвиненным в «дискриминации меньшинства». А как же тогда с тем, что произошло в Содоме и Гоморре? Разве не писал Апостол предупреждение, что такое поведение будет наказано? «Посему предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины, на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1, 26-27). Апостол предупреждал в Послании Коринфянам: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10). И страшно звучит предупреждение «Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказания за грехи ваши» (Лев. 26:18).
Владыка Аверкий не стремился быть популярным ценою уступок в христианском учении. Для него было только черное и белое, каноничное или нет. Как он сказал однажды на лекции нам, уже окончившим курс семинарии: «Теперь, изучивши то, чему учил Спаситель, Апостолы и Отцы Церкви, имея понятия о канонах, вы перешли мост; идите смело вперед, и что бы ни случилось, не отвлекайтесь ни вправо, ни влево, соблюдайте всё, чему научены в Священном Писании».
Владыка давал пример, каким должен быть православный христианин в делах веры. Увы, уже давно не раздаётся в Зарубежной Руси, его голос, прежде слышавшийся далеко - даже в Отечестве. Голос, столь понятный всем слышавшим его. Также как Храм Соломона захватили поклоняющиеся иным богам, так и хранившиеся в Джорданвилле и храмах Зарубежной Руси чудотворные иконы и другие святыни теперь оказались в руках униатов и иноверцев из Московской Патриархии. Те, кто остались верны Иисусу Христу, находятся сейчас в частях прежней РПЦЗ, пока не объединившись, как прежде в одну Церковь. Но они вместе с верным Христу духовенством не пошли на унию с МП, а поступили, как было заповедано сделать Священным Писанием: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому и Я прииму вас» (2 Кор. 6:17) .
Слава Богу, проповеди Преосвященного Владыки Аверкия сохранились и могут служить назиданием, как в Зарубежной Руси, так и в Отечестве.