Георгий Солдатов. Воспоминания семинариста о Джорданвилле. Ч.2.
РАБОТНИК НА НИВЕ ГОСПОДНЕЙ О. ПАНТЕЛЕИМОН (1895-1985)
Очень немногие люди сделали так много полезного для Зарубежной Руси как его Высокопреподобие о. Пантелеимон (Нижник). Его заслуги перед РПЦЗ невозможно оценить и это сделает Господь. Синод Зарубежной Церкви наградил о. Пантелеимона крестом с украшениями, палицей, митрой, саном Архимандрита и он получил звание строителя Свято- Троицкого Монастыря.
О. Пантелеимон по Божьему велению воздвигнул в Северной Америке Православный русский маяк, к которому устремились монашествующие из Европы и других континентов. Паломники-миряне там находили часть своей Родины России, и монастырь превратился в Русскую Зарубежную Лавру.
Отец Пантелеимон был из религиозной крестьянской семьи Гродненской губернии. На всю жизнь у него сохранился русский крестьянский язык, но, несмотря на «это, нужно того» – после чего следовало, что нужно сделать. Работать с ним было легко так как он обладал умением хорошо объяснить для чего что-то нужно сделать: например где и как поставить водокачку и проложить трубы от одного озера к другому, как опустить в озеро сети чтобы поймать рыбу и пустить ее в другое озеро и т.д. С юных лет он много работал.
Помню, однажды нужно было укрепить берег озера, которое могло бы при прорыве залить поля между летней кухней и лесом. Невдалеке был большой бугор земли и о. Пантелеимон сказал, что если его срыть и землю перевести на тачке, то не будет опасности прорыва озера. С ужасом я смотрел на предстоящую работу, но о. Пантелеимон рассмеялся и сказал «сначала помолимся, дабы Господь нам помог, а потом давай посмотрим на работу, как у нас это делали в поселке, как на игру, посмотри, что мы сделаем: разделим бугор на две части, получим две половины, затем опять разделим, получим в результате четыре четверти, которые опять разделим. Имея восемь частей бугра, возьмемся их перевозить. Теперь уже не большой бугор у нас для работы, а маленькие части, которые легче перевозить…» Вот так мы и начали и к вечеру легко и весело окончили работу. В начале работы с бугром я часто посматривал на ручные часы. Отец Пантелеимон это заметил и, смеясь, сказал «что ты волнуешься о времени? Оно передвижное и не важное. Как передвижное и не важное, ответил я ему. А так люди сами его изобретали то одну игрушку, то другую для измерения времени, а это совсем не важно. В монастыре колокол объявляет, когда нужно вставать, молиться, идти в трапезную, работать и что другое. Пробудешь здесь еще несколько лет и увидишь, что тебе часы больше не будут нужны».
В Америку он приехал в 1913 году. Люди, с которыми ему пришлось работать, оказали на него большое влияние своими настроениями о современном положении в мире. Как они ему говорили, диавол захватил весь мир и против этого невозможно бороться. Помня проповеди священника в деревне и наставления родителей о. Пантелеимон с мнением совработников не соглашался, веря, что молитвой, постом и примерной жизнью согласно учению Церкви, бороться можно, и победить диавола возможно.
Познакомившись с монашествующими, он в 1918 году поступил послушником в Свято Тихоновский монастырь, где пробыл последующие 10 лет. Как он вспоминал впоследствии, его тяготило в монастыре шумное окружение: детский приют, занятия, большое количество гостей и другие отвлечения от монашеской жизни. Поэтому он начал мечтать о создании малого скита, где возможно было бы спокойно подвизаться монашеской жизнью. Для покупки места необходимы были материальные средства, и он поступил на завод И. Сикорского. В начале 30-х годов он собрал достаточно денег на приобретение участка земли, где к нему присоединился Иван Колос (в будущем о. Архимандрит Иосиф). Они занялись земледелием. О. Пантелеимон нанимался на плотнические и другие работы к окрестным фермерам. Уже в 60-е года по дороге к Ричфилд Спринг он останавливался у некоторых из жителей, где он в прошлом работал принимавших его с радостью, вспоминая, тяжкие годы депрессии в Америке.
После 2-й мировой войны из Европы к малочисленному братству, в Свято-Троицкий монастырь, прибыли под руководством Преосвященного Владыки Серафима, монашествующие из Прикарпатской Руси – Ладомирово, новые здания начали воздвигаться, типография расширилась, образовались различные мастерские и, наконец, была открыта признанная правительством как высшее учебное учреждение Свято Троицкая Семинария, которая от имени Нью-Йоркского Университета получила права давать оканчивавшим степень бакалавра.
Во главе монастыря был вначале Преосвященный Владыка Архиепископ Виталий. Отец Пантелеимон продолжал трудиться в монастыре, работая на полях, озерах и постройках новых зданий и самое главное Собора. По вечерам и зимой когда все было занесено снегом, он сидел и читал богословские книги, выбирая (бывало, вырезывая страницы) те из них которые, по его мнению, было необходимо переиздать. Нужно заметить, что у о. Пантелеимона образования было всего 4 класса, но он сделал для Церкви гораздо больше, чем многие люди с высшим образованием. Под его руководством о. Антоний (Ямщиков), пользуясь офсетной техникой, копировал книги, поправлял те места, где было необходимо удалять, подчеркивания и помарки, и затем книги в монастыре печатались и переплетались. Отец Пантелеимон, таким образом, выпустил больше полезных книг, чем многие другие издательства в Зарубежной Руси. Из них необходимо упомянуть: Проповеди, Сказания о Божией Матери, и главное не задолго до его смерти были переизданы одна тысяча комплектов 12 томов Жития Святых изложенных по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского. Заслугой о. Пантелеимона была починка купленных им нескольких домов требовавших починки. После продажи домов я ездил с о. Пантелеимоном 2 раза в банк, где он брал чеки для погашения их русским монастырем на Афоне. Когда я его спросил, он мне ответил что Афон – «Дом Богородицы» и как долго там будут молиться монахи Божьей Матери, будет держаться мир: не будет там монашествующих – все погибнут т.к. диавол захватит мир. Поэтому он считает, что все православные люди должны помогать Афонским монастырям.
Об о. Пантелеимоне, у насельников монастыря было высокое мнение: его энергия и организация заражала других, вызывая подражание ему в служении Церкви. Он посвятил почти всю свою жизнь для Свято Троицкого Монастыря. Архимандрит Пантелеимон работал много лет для покупки земли, ему помогали поступившие в скит монашествующие, а паломники собирали по центам средства для монастыря. Поэтому информация на сайте «Меч и Трость» от 20-11-2012 не соответствует правде. Американское правительство не дарило РПЦЗ землю в Джорданвилле. Что мы получили, это было от отдела образования штата Нью-Йорк дубликаты книг из различных библиотек. С грузовиком я ездил несколько раз с семинаристами Руденко и Жениловым, и мы привезли для семинарской библиотеки несколько тысяч книг. Затем с о. Мефодием я ездил, и мы купили старых 2 грузовика, и одну пожарную машину на аэродроме. Что мы получили бесплатно, это были полгрузовика вышедших из моды военных форм и зимних ботинок. Все остальное, что было в монастыре заработано тяжким трудом насельников и пожертвования боголюбивых паломников!
В декабре 2012 г. Преосвященнейший Митрополит Иларион обратился к верующим РПЦЗ с призывом жертвовать на необходимые починки в монастыре. Требуется всего только 3 миллиона долларов! Почему оказались необходимы такие траты? Они результат безответственного отношения к РПЦЗ со стороны Митрополита Лавра, после того как он стал во главе монастыря и Восточно-Американской Епархии. Будучи ректором семинарии, он принял учащихся из бывшего СССР, которые не платили за учение и не исполняли работ по монастырю. Он принял также других белоручек «специалистов» со стороны, которых монастырю и семинарии не было пользы. Как он, так и другие духовные, и мирские лица начали бесконечные поездки в РФ, на «встречи», «конференции» и т.д. Владыкой Лавром начаты были продажи некоторого имущества с большим трудом ранее собранным о. Пантелеимоном и другими насельниками. Все внимание Митрополита и его сотрудников было направлено на достижение унии с Московской патриархией. Когда раздавались голоса о необходимых починках, на предупреждения не обращалось внимание. Так было достигнуто в монастыре трагическое положение! Какая гарантия со стороны современного управления РПЦЗ-МП, что поступающие пожертвования не пойдут для встреч с президентом и другими представителями правительства РФ и МП? Какая гарантия, что вообще имущество монастыря и Церкви не будет заложено, продано или подарено?
О. Пантелеимон по Божьей воле приехал в Америку, и Господь наставил его основать маленький монастырь ставший впоследствии светочью для всей Зарубежной Руси. Туда также по Божьему изволению прибыли во главе с Архиепископом Серафимом (Ивановым) молодые, монашествующие из Карпатской Руси, построив новые здания Собора, общежития и т.д. Затем прибыл Архимандрит Аверкий ставший Архиепископом и Авой монастыря и ректором семинарии, а потом заботами Св. Митрополита Филарета приехали в монастырь и семинарию трудолюбивые «австралийцы-шанхайцы». Но память и заслуги о. Пантелеимона никогда не могут померкнуть в памяти благодарных ему русских православных людей в Зарубежной Руси.
ВСПОМИНАЯ АРХИМАНДРИТА ИОСИФА
В бытность мою в Джорданвилле, как-то идя от старого здания семинарии к главному, где находились монашеские келии, монастырская администрация, столовая, кухня и некоторые мастерские, я увидел под деревьями стоящего с неизвестным мне человеком отца архимандрита Иосифа (Колоса). Так как архимандрит внимательно его слушал, я решил, что происходит серьезный разговор. Подошедши и попросив благословение, я услышал, что неизвестный мне человек рассказывал о трудностях ведения куриного хозяйства. Отец Иосиф слушал его, внимательно наклонив по своей привычке голову набок, кивая время от времени, как бы соглашаясь со сказанным, задавая вопросы. Незнакомец жаловался на малые проценты в банке, дорогостоящую страховку, большие налоги, на риск ведения куроводчества и свои трудности в жизни. Он рассказывал о своих делах долгое время, окончив свои причитания тем, что церковь и другие русские люди находятся от его фермы далеко. Он поведал архимандриту, что останется еще на день невдалеке от городка Ричфильд Спринг и увидится с ним опять перед отъездом.
Когда этот человек ушел к о. Владимиру за заказом книг, то я спросил о. Иосифа, зачем он слушает чепуху о курах и других неинтересных никому делах. Отец Иосиф посмотрел на меня с покоряющей душу улыбкой и, подмигнув, сказал: “Ты учись у старших: больше слушай, чем говори. Ведь если ты идешь к врачу, то он слушает о твоих болячках, для того чтобы начать делать выводы о твоих болезнях. Так и священник должен решить, что волнует и чем живет обращающийся к нему человек, как его можно утешить и наставить на дорогу ко Христу. Вот ты присутствовал при разговоре. Что более всего волнует этого человека? Спасение души, церковные, семейные дела или ведение хозяйства и финансовые дела? Он не обмолвился ни словом о своем здоровье, о политике или своих отношениях со знакомыми, его видно не интересует, что происходит в стране. Во время следующей встречи мне нужно будет ему привести несколько примеров из Священного Писания и житий святых о том, что все наши дела зависят от Бога, к Которому нужно обращаться с молитвой для покровительства. Но тоже важно ему показать, что я разделяю его заботу о хозяйстве”.
С отцом Иосифом меня познакомил игумен Антоний (Граббе) в 1957 году. Отец Иосиф во многом отличался от других монашествующих. В особенности своими методами общения с паломниками, наводя как-то постепенно разговор о религии и обязанностях христианина по отношению к Богу и семье. Он не показывал своих знаний незнакомым людям, а выжидал, когда они сами ему расскажут о себе и своих делах. Часто он сидел в центре монастыря на скамейке и наблюдал за людьми и за всем, что происходит вокруг. Вступая с ним в разговор, чувствовалось, что вся ваша душа, со всеми ее сокровенными тайнами, и самыми заветными стремлениями и самыми скрываемыми заветными стремлениями с тщательно скрываемыми, совершенными делами и мыслями открыто ему. Таких людей как он у нас на Руси называли «старцами». Он отказывался, когда его так называли. Когда я его однажды спросил об этом, то он привел мне пример: если наблюдать за маленьким ребенком, то часто можно предсказать что он сделает, поднимет что-либо с земли или ударит ногой, попробует, проходя мимо огорода клубнику и т.д. Так же если наблюдать внимательно долгое время можно часто предсказать поведение взрослых людей. Можно даже сравнивая по опыту их поведение с другими людьми предположить их прошлое. Например, если они все время оглядываются, прислушиваются или нюхают.
Мне он покровительствовал и благодаря ему, мне был выдан администрацией документ с разрешением, делать покупки для монастыря (этот документ, как сувенир, у меня хранится). Он сам его и подписал. Когда в монастырь прибыл чиновник для проведения штатной статистики то о. Иосиф и я знакомили его с материальным положением Лавры. В продолжение долгого времени чиновник объяснял о. Иосифу для чего нужна штату статистика, но добиться даже приблизительных цифр от о. Иосифа чиновнику было невозможно. ‘Сколько собирается на полях картофеля?”, спрашивал, например чиновник. “Бог его знает”, отвечал о. Иосиф. - “Разве я считаю? Картофель сваливают в подвалы, едят зимой и во весь год, а, кроме того, отправляют в другие монастыри”. Чиновник не унимался: “Ну, скажите хоть приблизительно, сколько тон?” – ”Богу известно, а я не знаю”. “- Ну а, сколько в день или неделю?” О. Иосиф смотрит вверх на потолок и пожимает плечами. Так же было с молоком, медом, испеченным хлебом и т. д.
Чиновнику приходилось самому делать выводы. Даже когда дело коснулось, того, сколько чего продано, то о. Иосиф заявил, что ничего съестного монастырем не продается, а дарится людям, и они сами решают, будут ли они, и сколько, жертвовать в кружку. Так как опрос длился два дня, то чиновник ел с нами двумя монастырскую пищу, которая ему очень понравилась - особенно хлеб, овощи и свежее молоко.
Так как мы сидели с бумагами в столовой для гостей, то чиновник увидел, что насельники в продолжение дня приходили на кухню и брали себе еду. Тогда он нам заявил, что теперь он понимает, почему не известно, сколько употребляется пищевых продуктов. Но он возьмет количество жителей в монастыре и помножит это число на 6 долларов в день и получит приблизительный результат. Однако о. Иосиф ему возразил, что каждый день монастырь кормит также паломников и нуждающихся. Сколько? “Богу известно. Думаю, что в прошлое воскресение было около 70 человек, но в праздники бывают сотни и даже тысячи”, сказал о. Иосиф. «Ну, в таком случае, сказал чиновник мне понятно, что в монастыре не живут так, как в других местах и всё тут зависит от Бога. Я вам завидую, вы счастливые люди, спасибо за интересное для меня знакомство с жизнью в монастыре”. С чиновником расстались более чем дружелюбно. Он пожимал о. Иосифу руку и говорил, что сможет рассказывать о своем посещении сотрудникам и семье, так как-то, что он увидел и узнал, чудо в Америке, и люди живут здесь иначе.
«Вот ты и научился, как надо говорить с чиновниками», сказал потом мне о. Иосиф. «Ведь если ты дашь цифру, то может потом нужно будет давать дополнительные сведения. А разве мы знаем, сколько едят пищи? Сколько ты, например сам, берешь себе мёду и яиц и ешь в своей келии? Разве я или кто стоит за твоей спиной и считает? Мы знаем только, сколько мы покупаем и какие продукты, например рыбу, оливковое масло, вино и т.д., а что монастырское мы не считаем, но знаем приблизительно, сколько должно находиться в разные месяцы года в кладовках и погребах, также как и дров». Но архимандрит, как это ни странно, точно знал, сколько оставалось продуктов в разных складах монастыря, еженедельно их, посещая, и знал, когда было необходимо делать покупки.
Но всё же отец Иосиф, хоть и наблюдал за хозяйством монастыря и был негласным заведующим хозяйством, не вмешивался понапрасну в разные отделы, которых было в монастыре несколько. Одним из главных был овощной. Всю осень в летней кухне находившейся за старым зданием семинарии, под монашеским руководством приезжавшие в обитель богомолки готовили сотни больших банок овощей, собранных с полей, которые затем помещались в прилегавшие подвалы для хранения. Сих овощей всегда хватало на всю зиму, весну и часть остального года, когда поля не снабжали монастырь едой. Это была тяжелая работа, которую богомолки терпеливо исполняли с утра до вечера, помимо того, что посещали все богослужения. Без их помощи трудно представить, как было бы возможно заготовить такое большое количество овощей, ягод и фруктов. Своим трудом эти трудолюбивые косыночки освобождали насельников для исполнения других, более тяжелых, физических работ. Они незаметно приходили в монастырь и также незаметно уходили в близлежащие места, где жили или гостили.
Некоторые из богомольцев, будучи пенсионерами, селились близь монастыря. Такими, например, была семья Лохматовых, взявшая на себя труд ведения монастырской гостиницы. Их, привыкший к труду скромный и тихий по поведению, сын Виктор стал семинаристом, а затем диаконом. Но, увы, в последствие пошёл за предателями РПЦЗ.
Отец Иосиф был из многодетной крестьянской семьи Гродненской губернии. В Америку он приехал в 1913 году с целью помогать финансово своей семье. Себе он оставлял от заработка только минимум. Помогая семье в отечестве, он не решался жениться. Будучи из религиозной семьи его в свободное время тянуло в церковь, а по вечерам он занимался самообразованием, читая религиозную литературу. Регулярно посещая богослужения, он вскоре увлёкся церковным пением, и в 1919 году стал регентом, псаломщиком и учителем при церковной школе. Он затем поступил в Свято-Тихоновскую духовную семинарию, куда его приняли на 2-й курс. После двухлетнего обучения он был отправлен регентом и учителем прихода не вдалеке от монастыря. Однако он продолжал связь с монастырем, став духовным сыном иеромонаха Пантелеимона (Нижника), которому он поведал, что хочет оставить мирскую жизнь и принять монашество. Вместе они начали строить планы о создании в лесах малого скита, перейдя из Американской Митрополии в епархию архиепископа Апполинария, подчинявшегося непосредственно Зарубежному Синоду в Сремских Карловцах. С этого момента судьба связала этих двух тружеников на ниве Христовой, и их трудами был основан в лесной чаще штата Нью Иорк Свято- Троицкий Монастырь в Джорданвилле.
Отец Иосиф был добрейшим человеком, который старался сам жить и учил других жить по церковным законам. Его спокойствие и доброта передавались незаметно другим. Казалось, что когда вы были с ним, присутствовал незримо ангел Божий.
Помню, раз он сидел не вдалеке от коровника, наблюдая за курами. На верёвке сушилась его одежда. Из здания, где жили несколько монашествующих, и была столярная мастерская, вышел один из насельников и начал снимать с верёвки рубаху и носки о. Иосифа. “Это не твоя одежда”, говорит ему архимандрит. А монах отвечает: “На тебе уже есть рубаха и носки да я знаю, что у тебя есть другие, а у меня нет ничего, кроме того, что на мне. Завтра ты может, уже помрешь, так зачем тебе столько одежды?” “Ну, Бог с тобой, может ты прав” легко согласился, махнув рукой, отец Иосиф.
КАКИМ Я ЗНАЛ РЕДАКТОРА «ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ»
(АРХИМАНДРИТА КОНСТАНТИНА)
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй нас» промолвил я, стучась в дверь. “Аминь” раздалось из келии, в которую я затем вошёл. За столом около окна сидел архимандрит Константин (Зайцев). Повернувшись ко мне, он прервал чтение одного из многочисленных журналов, находившихся стопкой перед ним на столе, и начал пристально меня рассматривать. Я ему передал рекомендательное письмо от Преосвященного Владыки Серафима (Иванова). Он внимательно стал его читать, а я занялся рассматриванием его келии. Фактически - нечего было рассматривать. Стол перед окном, с правой стороны кровать, над которой было несколько икон, с левой стороны к стене была прибита полка, на которой было несколько книг, и за занавеской висела одежда. Вот и всё, что было в келии. Да, ещё на полке рядом с книгами была коробка, на которую я тогда не обратил внимания.
Отец Архимандрит внимательно прочел письмо и затем сказал мне – «я должен еще окончить разбор газет и журналов, после чего я займусь тобой – приходи через час».
Ровно через час я опять стучал в дверь к о. Константину. Неторопливо он взял с полки Святое Писание и молитвенник и сказал мне: «пойдем!».
Спустившись со второго этажа, на котором была его келия, по дорожке молча, он повел меня к храму. Войдя в церковь, он перекрестился и начал подходить по очереди к иконам и святыням на аналоях, вдоль стен. Я старался во всем ему подражать. Окончивши прикладывание, он сел на скамеечку и указал мне место рядом с собой. «Что ты только что делал?» спросил он меня. «Как что?» ответил я – молился перед иконами Спасителю, Божией Матери и Святым о себе и о родных, наставниках чтобы всем было дано здоровье и защита от зла. «И это все?» спросил о. Константин. Я недоуменно на него смотрел, не зная, что сказать. Отец Константин смотря на меня, ласково сказал «как я вижу тебя нужно учить молиться с азов». Услышав такие слова, у меня разгорелась гордыня, и я подумал: «о чем он говорит? Я орарный иподиакон много лет прислуживал Архиереям, учил Закон Божий, а тут вдруг я не знаю, как молиться? Отец Константин внимательно смотрел на мое лицо и, как будто бы читая мои мысли, опять спросил – «к примеру, ты встречаешь друга, что ты ему говоришь?» «Как что?» – «доброе утро или день или здравствуй, или как поживаешь! ответил я. «А когда ты жил с семьей, то, что ты говорил родным утром? «Доброе утро!» ответил я. «Ага!» сказал о. Константин – «вот мы уже подходим ближе к главному.
«Придя в храм к иконам, ты от гордости думаешь только о своем «я» и «я». «Нужно научиться смотреть на все происходящее вокруг нас и думать иначе, чем ты делал раньше – здесь в монастыре все составляют большую семью. Встречая духовных лиц, ты просишь у них благословения и здороваешься. Господь, Пресвятая Богородица и
Святые они также невидимо с нами насельниками. Приходя в храм, ты видишь их изображения и так же утром ты с ними должен здороваться, а не первым делом спрашивать «дай мне то», «дай мне это». Апостолы и первые христиане жили на Святой Земле, Ближнем Востоке и там люди приветствовали друг друга поцелуем как это прекрасно указано в Послании к римлянам. Апостол Павел в поручении сказал приветствовать друг друга целованием (Рим. 16, 1-16). Этот пример перешел к нам. Так вот пойдем опять по церкви и на этот раз, поздоровайся со Святыми, которые здесь с нами». Я прикладывался к Святыням на этот раз уже с иным чувством, чем это делал прежде. Среди святынь как помню, были частицы мощей Преп. Серафима Саровского, Св. Великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.
После этого усевшись опять на скамеечку о. Константин сказал - «вот ты поздоровался с Господом, Его Пречистой Матерью и Святыми а, теперь не торопясь, можешь обращаться к ним с просьбами». «А вечером, когда придешь в храм перед сном, то ты попрощайся с ними, ибо не знаешь, увидишь ли их на следующий день – ибо мы должны всегда помнить что каждый день для нас может быть последним. А пока вот тебе имена трех святых. Читай их жития и расскажешь мне через два дня, в чем они отличаются друг от друга и чему мы должны у них учиться».
В семинарии я прослушал курс лекций о. Константина «Пастырское Богословие» и должен сказать, что мало духовных лиц при исповеди замечают то, на что обращал он внимание. Для него соблюдение постов, десяти заповедей и другого принималось как нормальное для православного христианина. Главным образом он обращал внимание на устремление мыслей, душевных переживаний и на духовное усовершенствование верующего. Так, например он спрашивал, какие книги читаются и чему из них следует научиться. Он советовал, какие книги нужно читать, как искать в них главное чему в них учиться и на что обращать внимание. Он учил на исповеди как искать в каждом человеке добрые качества и как прощать обиды.
Через несколько дней о. Константин опять повел меня в церковь. Опять после прикладывания к святыням мы сели на скамеечку он меня спросил: «ты Георгий подходишь ко мне и другим отцам за благословением и просьбой молитв о тебе, а ты сам молишься ли Господу за тех, у кого просишь благословения и молитвы за себя?». «Ведь и за своих духовных отцов нужно молиться! Также как ты, так и они тоже нуждаются в молитвах за них».
«Ну, вот теперь ты знаешь, что делать и как вести себя здесь в верхнем храме. Пойдем в нижний». «В этом храме живет наша Русь. Не Русь Зарубежная, но та, которая ушла из России и пока спит, чтобы потом вернуться к себе домой, когда не будут там свирепствовать советские звери. Эта Православная Русь с нами, в нашем монастыре, она живет в каждом из нас – это наша Святая Русская Поместная Церковь. Мы живем с ней, а она с нами, где бы мы ни оказались в мире. Вот приложись к образу, в котором частица мощей Преподобного чудотворца Иова, игумена Почаевского. Он прославился подвижнической жизнью и участвовал в защите Православия от унии с Римом. Вот подойдем к этой раке, в ней вложены 80 частиц свв. мощей Угодников Божиих из
пещер Киевской Лавры. Здесь основоположники русского монашества и строители России: Преп. Летописец Нестор, иконописец Алипий, Св. Кн. Никола (Святослав), Преп. Илья-Муромец, Феодосий архиеп. Черниговский и многие другие. Смотри на иконы и святыни разве ты не чувствуешь здесь присутствие этих угодников Божиих? Здесь не только присутствует Святая Русь, но Вселенское Православие, здесь много частиц мощей с Афона, Св. Земли, Константинополя и других мест. Поэтому здесь в монастыре все, что нужно для спасения души и возможности послужить Господу. Никуда не нужно ехать в поисках правды, ибо она здесь. Нужно научиться ее видеть и понимать! (Отец Константин только один раз уезжал из монастыря, и это произошло по распоряжению Синода для его присутствия на собрании духовенства в Нью-Йорке.)
Отец Константин тщательно соблюдал обеты монашества: послушания и безгрешности. Будучи редактором, с 1950 г. журнала «Православная Русь», он получал большое количество почты, среди которой были конверты с пожертвованиями. Деньгами он совершенно не интересовался, не считая, кладя их в коробку на полке. Бывало, к нему приходили семинаристы с просьбой: «Отец Константин я хотел бы поехать повидать родителей! Нет денег у меня на билет, можете мне, пожалуйста, помочь?» Ответ о. Константина был всегда одинаков «Возьми, сколько нужно из коробки на полке!» Насельники монастыря привыкли видеть свет в окне о. Константина до полу ночи и бывало еще позже, когда он читал прессу и готовил статьи. Как он говорил, в позднее время никто не отрывает его от работы. Отец Константин серьезно относился к обязанностям воспитателя будущих священнослужителей, стараясь на лекциях не только познакомить семинаристов с Православием, но жить в нем и быть благодарным Спасителю за возможность быть с Ним. Многие паломники, читатели Журнала «Святая Русь» стремились встретиться и поговорить с отцом Константином. Он им открывал бывшие для них русские духовные и культурные скрытые сокровищницы: новая литература, для чтения, которая столетиями копила опыт знания жизни, нежели та которой они увлекались, и которую им рекомендовали в школах и университетах для чтения. Он рекомендовал им читать: классические творения религиозных гениев – Святого Василия Великого о творении земли, Лествицу Св. Иоанна игумена Синайской горы, Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Затворника, И. Концевича - Оптина Пустынь и ее время и многих других. По русской истории он рекомендовал им читать книги, изданные в издательствах РПЦЗ.
Что же так притягивало людей к отцу Константину? Он был одним из исключительных людей на земле обладавших способностью, что для него раздвигались границы, пространства и время, и ему Спаситель дал видеть прошлое и будущее, также как и настоящее. Знания прошлого он черпал из чтения творений Святых Отцов, а настоящее из получаемых со всего мира им многочисленных на разных языках журналов и газет.
Перед тем как я приехал в монастырь во время купания в лагерном озере я потерял свой крестик. Я сказал об этом, о. Константину, а также что мать дала мне деньги для покупки золотого крестика. Но о. Константин сказал «золотой крестик это показывает гордость и самолюбие, любой крестик свят для верующего – возьми вот и носи деревянный крестик, и он тебя будет защищать от зла, напоминая Спасителя».
ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ПОСЛУШНИК. *)
Отец Константин если я захотел бы стать Вашим послушником, то с чего было бы мне начинать?
Начинать ответил он, нужно было бы тебе с того, что Спаситель сказал юноше: «продай и раздай все что имеешь» (Лк. 18, 22). Вот ты Георгий стоишь передо мной, готовый следовать за Христом: отдай свой автомобиль, оставь свою келию в семинарском общежитии со всем, что там находится. Возьми книги для курсов и смену одежды и займи келию в этом монашеском здании – одна из них сейчас свободна. Ты узнаешь, что есть внутренний мир, который не ограничен малой келией, когда твой взор охватывает весь мир, все миры – когда двери к Духу Божьему открываются и никакой человек не может их закрыть, когда имеется действительная свобода и богатство. Ты должен понять что, правда, в том, что ты принадлежишь полностью Спасителю: твое время, таланты, все остальное и Он всегда с тобой. Бог знает в Своей Мудрости, куда тебя определить и где использовать данные тебе таланты и то умение, которое не было ранее известно, и которое может быть более ценно. Твое тело состоит из многих частей, но они все объединены и живы. Никакие две части тела не исполняют ту же задачу. Церковь – Тело Христа. Поскольку наш монастырь часть Церкви, то и он исполняет волю Всевышнего. Все живущие в обители насельники часть всего целого и каждый из них имеет определенную обязанность. Ставши послушником, ты не можешь без благословения покидать обитель. Ты должен будешь, есть то, что другие монашествующие, посещать все богослужения со всеми, каждую неделю ты будешь исповедываться и получать от меня наставление. В храме ты должен быть на клиросе, а перед богослужением пойти в нижний храм и помолится перед мощами Угодников Киево-Печерских и иконой Св. игумена Иова Почаевского.
Будешь как прежде учиться в семинарии, и исполнять монастырские послушания. Когда становишься послушником, то ты начинаешь, духовно расти в своих знаниях и талантах служения Богу. Когда у тебя будет свободное время, ты должен читать полезные книги, которые станут тебе друзьями. Ты должен будешь учиться всему, что ведет к правде и совершенствоваться в понимании фактов: «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3, 18) Среди людей ты будешь выбирать в друзья только тех, кто друг Христу.
Но если ты представляешь себе исключительно только житье на земле, в чем у меня сомнение, то живи полностью теперь. Можешь забыть о хорошем честном и примерном поведении, так как тебе нечего опасаться за последствия. Ты можешь наслаждаться жизнью в свое личное удовольствие, не обращая на мнение других людей, думая, что твое поведение не будет иметь последствий. Ты можешь мечтать чего ты хочешь в жизни и достичь в чем твои лучшие способности и ты, вероятно, сможешь осуществить свои мечты. Но все же успех в жизни и исполнение цели жизни это разные цели. Во мнении многих людей ты сможешь достичь успеха в жизни, но при этом ты не осуществишь плана того, для чего тебя сотворил Бог. Спаситель сказал «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Человек сотворен для Бога, а не наоборот и человек должен делать то, что от него хочет Бог. В Священном Писании сказано «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 8, 6). Многие люди поступают не правильно ставя себя не на то место где полагается им быть, думая о том что хотелось бы им в жизни: хочу приятно поесть, комнату с хорошим видом, удобную одежду ставя эти материальные предметы для себя как цель к которой они стремятся, но как послушник ты никогда не найдешь при таких мечтаниях причины для своей жизни.
В Священном Писании сказано; «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12, 10). Ты должен начать как послушник жизнь от Творца, потому что этого хочет Бог, и когда ты это поймешь, жизнь будет для тебя понятна. Не Господь должен делать то, что ты хочешь, но ты должен делать, что Он от тебя спросил. Поэтому делать планы на будущее в жизни нужно, так как этого хочет Бог, Отец « В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1, 11). Необходимо тебе бороться против гордости «по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло», (Иак. 4, 16) и «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Поэтому когда мы что-то делаем, мы должны делать не для собственного удовлетворения или для того чтобы показать себя перед другими, но для славы Божией и не стараться так, чтобы об этом было известно другим, и не для того, чтобы увековечить о себе память. Видишь что-либо в монастыре не в порядке, исправь, видишь, что нужно помочь помоги, не осматривайся кругом, видят ли другие, что ты делаешь. Главное в жизни чтобы ты согласился быть слугой Бога. Как христианин ты будешь тогда самым счастливым человеком: твои грехи покинут тебя и вместо них Господь даст тебе не описываемую радость.
Ты должен всегда помнить о том, что жизнь на земле это только подготовка к будущей жизни, где ты проведешь больше времени после телесной смерти, чем на земле. Господь сотворил человека для вечной жизни: «Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5, 1).
Те люди, которые отвергают к себе любовь Бога, Его прощение и Спасение проведут вечную жизнь вдали от Бога. Поэтому если понять и сравнить то, что дается в этой и в будущей жизни, то будет понятно, что необходимо жить, так как этого хочет от человека Бог. Если человек называет Бога Отцом, то он должен быть сыном: «и если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Пет. 1, 17).
Будучи послушником, ты должен будешь следовать тому, чему учил Св. Апостол Марк, не проводить время зря, в сердце любить Бога Отца, делать то чтобы Господь любил, следовать тщательно Учению, обращаться к Спасителю, если страх тебя охватывает, верить полностью Господу в Его милость, бороться с искушениями, служить другим и помнить что молитва дает силы. Всегда нужно тебе верить в могущество Христа и о том, что Спаситель сказал: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).
Ставши послушником, у тебя будет много искушений, ибо сатана не хочет, чтобы люди понимали и принимали учение Христа (Мк. 4, 4). Сатана будет стараться тебя подчинить различными соблазнами «удовольствия». Но ты должен бороться с искусителем также как Иаков с Ангелом с просьбой о помощи Божией «но Иисус говорит... не бойся, только веруй» (Мк 5, 36). В Святом Учении повествуется о болевшей женщине, которая исцелилась только от прикосновения к одежде Спасителя (Мф. 9, 20) , а ты принимаешь чрез причастие Св. Тело Христа, то есть прикасаешься к Самому Христу. Поэтому в тебе сила – пользуйся ей в борьбе с нечистым! Когда появляется соблазн, ты должен себя спросить, будет ли в удовольствии или деле участвовать также Иисус Христос? Ты также должен думать о том, что если ты что - то делаешь плохое, и за тобой люди наблюдают, то ты можешь стать их соблазнителем.
Вот что дается и от тебя требуется. Готов ли ты к этому?
Отец Константин! Я не уверен, что я смогу быть достойным послушником и поэтому, не разрешите ли Вы, чтобы было время для моего испытания как, например, в книге Ф. Достоевского было положение Алеши Карамазова?
Нет, ответил о. Константин. Если ты станешь послушником, то это значит, что ты принимаешь монашество и – навсегда – на всю жизнь и это значит что ты, порываешь связи с внешним миром.
*) Написано с использованием записок от о. Константина и памятью данных мне наставлений.