Конкурс им. И. Савина. 2 место. «Белая мечта» Сергея Бехтеева

Жгулева Юлия Александровна, 11.07.1996 г.р.

Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили

ТюмГУ, 4 курс, направление «Филология»

 

Важнейшим испытанием для России XX века стала Гражданская война, не только поставившая перед сложным выбором тысячи людей, но и самым страшным образом повлиявшая на весь ход событий нашей истории.

Гражданская война – это один из самых важных уроков, которые преподала нам история. Воспоминания людей, разнообразные исторические документы позволяют историкам судить о событиях тех лет, но душевное, моральное состояние людей этой переломной эпохи наилучшим образом передает лишь поэзия, вобравшая в себя все их переживания, мысли и чувства.

Это были очень тяжелые годы, годы физических и духовных испытаний, но именно в это время наиболее ярко проявился и поэтический дар таких поэтов Белой гвардии, как Арсений Несмелов, Николай Туроверов, Иван Савин, Марианна Колосова, а также многих других поэтов, без которых Серебряный век русской поэзии теряет свою цельность и значимость. Их имена мало известны в России, однако это были видные поэты и активные деятели русского Зарубежья.

До сих пор русская литература, разорванная роковым 1917 годом, таит в себе массу имен тех, кто вынужден был покинуть Родину под страхом неминуемой смерти. История жизни каждого из них – огромная драма, а иногда и трагедия. Долгое время поэты Белой гвардии считались врагами. Но в их груди билось русское сердце, искренне любящее Родину. А их произведения – это память о той потерянной России, где они некогда жили.

Поэты-белогвардейцы – выразители подлинного, героического патриотизма. Стержнем их человеческой и поэтической судьбы становится лично ими выстраданная тема эмиграции. Осознание обреченности в творчестве поэтов Белой гвардии переплетается с отчетливым пониманием необратимости происшедших в России перемен и невозможности туда вернуться. Поэтому в их поэзии так частотны упоминания всего, что связано с Родиной – от родных краев и семейных традиций до светских мероприятий и устройства общества. Каждая эта частичка становится значимой только потому, что она связана с Россией, позволяет сохранить в душе любовь к Родине и сыновнюю преданность ей. Ключевая тема их творчества, наполненного тоской разлуки с родной землей, – идеалы Белой армии, или «белая мечта», как назвал их С.С. Бехтеев в романе «Два письма».

Имя Сергея Сергеевича Бехтеева также известно в наши дни немногим. Однако именно его произведения упоминаются во многих книгах, посвященных Царской Семье. Уникальность поэтического наследия С.С. Бехтеева обусловлена исключительной цельностью его натуры. Поэзия С.С. Бехтеева ценна более всего тем, что она остро социальна: его поэтическая картина мира близка большей части русской эмиграции, основу которой составила просвещенная интеллигенция. В его поэзии нашла отражение стойкая верность высоким жизненным идеалам и страстная бескомпромиссность в патриотическом служении делу возрождения Царской России.

Именно образ Царской России является для борца белого движения идеальным, заслуживающим того, чтобы им восхищаться и за него бороться. При этом нужно отметить то, как С.С. Бехтеев в своих текстах описывает царя, царицу и княжон, образы которых неразрывно связаны у поэта с православием и добротой: «ласковые лица», «ангелы», «светлый образ Ангела-Царя», «Святые образы» («Два письма», 1925), «Помазанник Божий», «царь, поистине святой» («Верую!..», 1937), «Святая Семья» («Царский крест», 1922) и т.д. Связь правящей династии с религией объясняет также и неразрывную связь в сознании поэта представлений о православии и Царской России – родине, навсегда утраченной для борца белого движения. Образ Царской Семьи является в произведениях С.С. Бехтеева ключевым и отражает идеалы белогвардейцев. Царь, по мысли поэта, не только является единовластным, богом данным правителем, но и оказывается духовно выше других людей, наделяется высшими нравственными качествами.

Поэт стремился сохранить память об утраченной Царской России, и о близких сердцу местах он писал на протяжении всей жизни, поэтому во многих его произведениях можно встретить упоминания обо всем, что связано с родиной – от родного села и парков до балов и отличительных знаков разных родов войск любимой страны:

… Я вижу вновь Ваш дом и парк тенистый,

Кудрявый свод березовых аллей,

И светлый пруд лазурно-серебристый,

И стаю белую плывущих лебедей.

Сквозной узор причудливой ограды,

Тепличной зеленью уставленный балкон,

Мосты, скамейки, гроты, водопады

И мраморные львы у мраморных колонн.

Старинных служб углы и закоулки,

Давнишних слуг в священной седине,

И наши долгие вечерние прогулки,

И плаванье на лодках при луне... («Два письма», 1925)

Важным является также и то, что поэт, описывая все, что связано с родиной, часто обращается к словам книжным и высоким, что придает произведениям оттенок торжественности, приподнятости. Используются также слова устаревшие, необходимые поэту для воссоздания исторической атмосферы, что особенно заметно в тех произведениях, в которых поэт заводит речь о мирном прошлом и Святой Руси. Лирический субъект видит свою миссию в пожизненной борьбе за возвращение своей утраченной России, оставшейся для него образом державного величия, просвещенной власти и разумного порядка.

Родина представляет для поэта родную страну, неразрывно связанную с самодержавием и православием. Революция же, разрушившая мирную жизнь на родине, заставила поэта связать понятие родины со страданием, горем, лишеньями и невзгодами, с которыми пришлось столкнуться представителям мира белых – образованным слоям общества России этой эпохи. Отсюда и подведение итогов жизни белого мира, которое можно обнаружить в стихотворении «Белые рабы» (1925):

…А впереди, за мрачными годами

Нас ждут бесславные, безвестные гробы

С позорными, проклятыми словами:

«Рожденные когда-то господами,

Здесь умерли в изгнаньи как рабы!..»

Представители белого движения, потерявшие все, что они имели и что представляло для них ценность, были вынуждены умирать «в изгнаньи как рабы», но тем не менее они до последних дней сохранили в своей душе веру в священное для них, в свои идеалы. Итак, образ борца «белого движения» является классическим образом мученика, несгибаемого бойца, не отказывающегося от того, что для него свято, ни при каких обстоятельствах.

«Белая мечта», к которой стремился борец белого движения, противопоставлена не только «миру красных», но и самому образу беспорядочной, стихийной, преступной революции. Данные противопоставления подчеркивают в поэзии С.С. Бехтеева четкое деление мира на дореволюционный и революционный, а людей на «своих» и «чужих».

Образ борца «красного мира» противопоставлен образу борца белого движения отсутствием высших нравственных качеств. Красногвардеец – человек безжалостный, преступный, заблуждающийся, отступивший от правил и норм, которые святы для белогвардейца и, по его мнению, должны быть святы для каждого члена общества, независимо от занимаемого им положения. С.С. Бехтеев часто пишет именно о внутренних качествах людей преступного «красного мира», отмечая их нечуткость, недоброжелательность, бесчеловечность, невежественность, способность и готовность причинить вред ближнему для достижения своих личных целей (как правило, преступных):

…О, сколько лжи и хитрого притворства

Встречали мы у близких нам людей,

Погрязших в омуте интриг и мародерства,

В штабной грязи враждующих вождей!

Честолюбивые лжецы и фарисеи,

Устроив торжище на жертвенной крови,

Убили красоту прекраснейшей идеи

И святость подвига бесхитростной любви… («Два письма», 1925)

Для борцов «красного мира» характерна темная сторона, связь с дьявольским, нечистым, в то время как для борца белого движения свойственна душевная чистота и даже святость. Доказывает это использование поэтом в своих текстах символов, позволяющие говорить о его оценке происходящих событий: все эти символы играют роль предвестников беды. Стоит обратить внимание на образ красных галок, встречающийся в нескольких стихотворениях («Набат», 1920; «Земля и воля», 1917), описывающих разгул стихийной революции. С.С. Бехтеев же в своих произведениях достаточно часто обращается к фольклорным героям и мотивам, что заставляет нас обратить внимание на указанный образ, неоднократно возникающий в его произведениях, и значение данной птицы в славянской народной традиции. Галка относится к птицам нечистым, дьявольским, зловещим, а характерный для вороновых птиц черный цвет оперения в тексте заменен на красный. Образ галок, обладающих в произведениях С.С. Бехтеева цветом идейных врагов, позволяет нам говорить о том, что этот образ также характеризует «мир красных» как мир жестокий, преступный и нечистый, противопоставленный чистому, святому образу «мира белых».

Гражданская позиция поэта наиболее ярко отражена именно в образе борца белого движения. Так, поэт считает священным долгом гражданина «быть сыном родины», «защищать веру», «биться с врагами». Он уверен, что про каждого борца белого движения можно сказать: он «родину не предал», «на царя не восставал» («Немногим», 1921), он будет «и мертвым восторженно петь / О Боге, Царе и свободе» («Утро России», 1918), бороться «за Русь, за Веру, за Царя» («Двуглавый орел», 1922), всегда будет любить царя и народ, хранить «завет дворянской чести», но никогда не поддастся «лжи и лести» («Образок», 1933). Таким образом, поэт создает образ белогвардейца как человека верного и верующего, трудолюбивого и самоотверженного, чтущего заветы предков и борющегося за сохранение высших нравственных качеств.

Жизнь на родине, отраженная в творчестве поэта, распадается на дореволюционную и революционную, которые также противопоставлены друг другу: страна, погрязшая в революционной смуте, неизменно предстает падшей, распутной и слабой, в то время как Царская Россия называется сильной и могучей державой. Народ при этом предстает как нечто пограничное – не относящееся однозначно ни к одному из миров. Так, мирная жизнь богомольных крестьян всегда связана у С.С. Бехтеева с идеалами белых, в то время как хищники-крестьяне, бунтующая чернь связаны с «миром красных» как миром революционной стихии. Подобные ряды противопоставлений пронизывают все творчество поэта, отражая тем самым особенности его мировосприятия как человека, связавшего свою жизнь с белой армией и ее идеалами.

Не случайно В.В. Хатюшин пишет: «Когда в сердце народа был Царь, а в душе – Бог, тогда никакая беда нам была не страшна и никакой враг не мог нас осилить. Но как только народ наш отрекся от Царя и от Бога, – беды, трагедии, катастрофы обрушились на Россию бесконечным потоком». Именно поэтому С.С. Бехтеев видит спасение страны в осознании гибельности своего положения, в стремлении возвратиться к милому прошлому:

…Пройдя сквозь грозный строй невзгод

И раскусив нутром обманы,

Начнет зализывать народ

Свои дымящиеся раны.

<…>

Опять возьмется Божий люд

За ржавый заступ и лопату,

Проснутся знанья, долг и труд,

И брат протянет руку брату.

 

И будет мир, и будет лад,

Хлеба оденут гладь пустыни,

И чернь найдет зарытый клад

В обломках попранной святыни...

 

Гляжу спокойно в даль веков,

Без опасений и без страха —

И зрю Россию без оков

В державной шапке Мономаха. («Грядущее», 1927)

Таким образом, сквозь муки Гражданской войны и тягостные годы эмиграции поэт пронес веру в воскрешение великой империи, в светлое будущее России, показав тем самым силу своего характера и нерушимость своих идеалов.

 

Список источников и литературы

1. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Издательство «Индрик», 1997. С. 527–531.

2. Жгулева Ю.А. Лексико-семантические средства выражения нравственной позиции в поэзии С.С. Бехтеева // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №11-6. С. 36–40.

3. Жгулева Ю.А. Лексико-семантические средства создания образа «красного мира» в поэзии С.С. Бехтеева // Революции в отечественной и мировой истории: к 100-летию российских революций 1917 года: матер. междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 14 апреля 2017 г. / под ред. В.М. Доброштана, С.И. Бугашева, А.С. Минина, Т.В. Рабуш. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2017. С. 507–509.

4. Жгулева Ю.А. Образ белого офицера как нравственный идеал в поэзии С.С. Бехтеева: лексико-семантические средства создания образа // Традиция. Религия. Память [Текст]: сборник статей и тезисов докладов II всероссийской научной конференции с международным участием. Декабрь 2016. Липецк: Изд-во «Гравис», 2016. С.17–22.

5. Жгулева Ю.А. «Родина, к Тебе прийти нельзя…»: Россия глазами поэтов-белогвардейцев // [Электронный ресурс]. URL: http://club-key.ru/index.php/ru/konkursy/na-blago-rodiny/65-raboty-ot-27-yanvarya/1468-zhguleva-yuliya-g-tyumen (17.09.2017).

6. Невярович В.К. Певец Святой Руси: Сергей Бехтеев: жизнь и творчество. СПб.: Царское дело, 2008. 782 с.

7. Хатюшин В.В. Блеск холодной стали // Меч в терновом венце: Николай Туроверов, Арсений Несмелов, Сергей Бехтеев, Иван Савин, Марианна Колосова [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.by/bookreader.php/1013457/ Mech_v_ternovom_ vence.html (17.09.2017).

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2017

Выпуск: 

4